- 24 декабря, 2021
- 157
Ущерб от страхового мошенничества в 2021 году превысит 5 млрд рублей
По статистике ВСС, в полицию по выявленным признакам страхового мошенничества по итогам 9 месяцев 2021 года страховщики подали 7150 заявлений на общую сумму ущерба более 3,7 млрд рублей. Из 100% поданных заявлений о мошенничестве 89% приходится на ОСАГО, всего 8% на каско, лишь 2% на жизнь и здоровье, только 1% на имущество и ответственность. Если смотреть по сумме ущерба, то 57% приходится на сферу ОСАГО, 22% на каско, 18% на имущество, 3% на жизнь и здоровье. Страховщики ожидают, что к концу года подобных заявлений будет подано не меньше 10 тысяч, а сумма ущерба по ним превысит 5 млрд рублей. Одновременно Сергей Ефремов вице-президент ВСС отметил, что в некоторых регионах снижается количество возбуждаемых уголовных дел по этим заявлениям. «В 2021 году из 100% поданных заявлений уголовные дела были возбуждены только по 15%. При этом в 2019 году из 100% уголовные дела возбуждались в 19% случаев. Это показывает, что в пандемийное время активность возбуждения уголовных дел несколько снизилась. К регионам по фактам максимально выявленного количества мошенничества относятся Южный и Центральный федеральные округа. Приволжский округ занимает третье место».
В Сибирском федеральном округе самая тяжелая ситуация со страховым мошенничеством на территории Новосибирской области. На данный момент регион занимает 8 место из 20 наиболее токсичных регионов по данным рейтинга РСА по уровню риска мошеннических действий в ОСАГО, процент возбуждаемых дел по страховому мошенничеству в Новосибирске снизился с 12 до 10, в то время как количество заявлений увеличилось с 280 до 323. «Мы видим, что в ряде регионов деятельность правоохранительных органов в борьбе со страховым мошенничеством недостаточно активная, что приводит к росту недобросовестных практик», – подчеркнул Сергей Ефремов.
Мошенничество постепенно выходит за рамки сферы ОСАГО и распространяется на другие виды страхования. Наличие высокого уровня страхового мошенничества в регионе – это только верхушка айсберга, которая является тревожным сигналом к тому, чтобы оценить все социально-экономические факторы и положение субъекта в целом.
В рамках борьбы с недобросовестными практиками, страховщики выстраивают активную деятельность по пресечению мошеннических действий, работая в тесной связке с органами власти и правоохранителями.
Ярким примером успешной борьбы со страховым мошенничеством на региональном уровне является кейс из Краснодарского края. В результате применения целого комплекса мер, включая реализацию краевой программы повышения финансовой грамотности населения, всего за несколько лет Кубань переместилась из наиболее рискованной «красной» зоны рейтинга токсичности регионов ЦБ РФ в более благоприятную «желтую» зону. В 2021 году регион еще улучшил свое положение в рейтинге РСА и занимает 33 место.
Другой пример, где ситуацию со страховым мошенничеством удалось стабилизировать в кратчайшие сроки, это Волгоградская область. Согласно рейтингу регионов РСА по уровню мошеннических выплат в ОСАГО, Волгоградская область по итогам 9 месяцев 2021 года переместилась с 12-ого на 17-е место. Всего лишь за квартал, по сравнению с данными от июня 2021, региону удалось улучшить свои позиции сразу на 5 пунктов. Пока еще Волгоград находится в числе 20 проблемных регионов, но постепенно сфера автострахования здесь оздоравливается.
Проблему активной деятельности недобросовестных аварийных комиссаров на территории Волгоградской области удалось направить в правильное русло. В результате количество обращений от недобросовестных автоюристов резко снизилось в связи с тем, что суды чаще начали формировать отказы в исках.
В целом, представители крупнейших страховых компаний отметили, что за последние годы страховая отрасль стала более цивилизованной, а выплаты более справедливыми. На стороне интересов страхователей заработала служба финансового уполномоченного, которая помогает рассматривать спорные моменты между автовладельцами и страховщиками в досудебном порядке. В настоящий момент всё, что требуется для полного оформления любого события на дороге, это заполнение бланка европотокола. По сути, гражданин любого региона в состоянии самостоятельно заполнить бланк извещения и после напрямую обратиться в свою страховую компанию, чтобы предоставить документы для выплаты. Тех возможностей, которые дают страховщики по заполнению извещений о наступлении страхового случая через онлайн приложения, напрямую, минуя любых посредников, достаточно, чтобы граждане могли отказаться от услуг аварийных комиссаров и других посредников.
«Конечно, очень важно, чтобы наши страхователи понимали, если они попадают в ДТП, на полисе, который у них имеется, есть телефон горячей линии страховой компании, который работает круглосуточно без выходных. По нему можно позвонить и сразу получить всю необходимую информацию. Мы понимаем, что в стрессовой ситуации может быть сложно оперативно и хладнокровно действовать, но для этого существуют удобные мобильные приложения страховых компаний , которые оказывают помощь страхователю прямо на месте страхового случая», – подвел итоги пресс-конференции вице-президент Всероссийского союза страховщиков Сергей Ефремов.
Аналитическая справка по регионам