- 30 марта, 2022
- 138
Мошенники в онлайн-страховании изобретают новые опасные схемы
Довольно настороженное отношение к онлайн-страхованию, характерное для клиентов классических страховых компаний на начало пандемии COVID-19 весной 2019 года, к весне 2022 года радикально изменилось. Появилось массовое доверие к удаленному каналу получения услуг. Клиенты оценили удобство, а также скорость сервисов, а сами страховщики, трансформировав свои IT-инфраструктуры, говорят о повышении экономической эффективности своего бизнеса.
Поэтому не удивителен рост продаж в онлайне. Так, по результатам исследования calmins.com только через агрегаторы страховок в нашей стране в прошлом году продано более 5 млн онлайн-полисов. Рынок онлайн-страхования в России, по оценке данных аналитиков, по итогам 2021 года превысил 109 млрд рублей (рост за год составил около 50%). В 2021 году основу рынка онлайн-страхования определило ОСАГО. На втором месте: стремительно набирающее обороты страхование жизни (преимущественно, кредитное страхование жизни).
«Ассортимент» страхового мошенника
К сожалению, преимущества онлайн-страхования сопряжены с некоторыми специфическими рисками мошенничества, к которым клиенты не успели привыкнуть. При этом старые схемы никуда не делись. Наоборот, одно стало дополнять другое.
К новым рискам, прежде всего, относятся фишинг и социальная инженерия. В первом случае в своем браузере клиент видит «как будто» настоящий сайт страховой компании, у которой он хочет приобрести полис. Но при внимательном изучении выясняется, что это мошеннический сайт. В первую очередь, отличия кроются в одном или нескольких символах в адресной строке. Понятно, что любая попытка купить что-то на таком ресурсе приведет к потере денег либо приобретению «полиса» у компании без соответствующей лицензии.
Центральный Банк России и страховые компании настоятельно рекомендуют перед любыми действиями на сайте убедиться, что данная страховая компания содержится в официальном реестре регулятора. Кроме того, найти официальные сайты компаний, которые продают полисы ОСАГО, можно на сайте Российского Союза Автостраховщиков.
Как клиенты попадают на фишинговые сайты? Либо по ссылкам из умело составленных мошенниками почтовых рассылок, либо под воздействием опытных социальных инженеров, называемых в просторечье «прозвонщиками». Они внушают людям желание выполнить в интернете действия, практически всегда приводящие к потере денег или к втягиванию в соучастие в преступлении.
Кибермошенничество наряду с обычным криминалом уже давно стало настоящим транснациональным бизнесом, в который разными путями активно втягивают новых участников и соучастников преступлений. Новичкам предлагается, например, попробовать свои силы в сделках с несуществующим имуществом или в реализации поддельных полисов. Попасть в криминал довольно легко, а вот выйти – крайне сложно, зачастую только через плотное общение с правоохранительными органами.
Учиться на чужих ошибках
В какие еще неприятные истории может завести игнорирование Закона в страховой индустрии? Несколько последних кейсов:
-
Несколько месяцев назад в полицию обратился житель Челябинской области, который стал жертвой мошенников. Мужчина решил поискать информацию об онлайн-страховании в социальных сетях. Именно там он и наткнулся на мошенницу, которая представилась специалистом по данным вопросам и пообещала застраховать его автомобиль на выгодных условиях. Аферистка настолько вошла в доверие, что за два дня общения со «специалистом» мужчина успел прислать ей документы на свой автомобиль, а затем еще и перевел более 3000 рублей на оказание услуги. Однако после получения денег мошенница перестала выходить на связь.
-
Житель Моркинского района республики Марий Эл попал в аналогичную ситуацию. Мужчина хотел оформить страховой полис ОСАГО онлайн и нашел в социальных сетях женщину, которая якобы оказывала подобные услуги. Обговорив детали сделки, он перевел незнакомке предоплату и стал ждать все необходимые документы. К сожалению, мужчина так и не получил полис. Мошенница удалила страницу. Сумма ущерба составила около 7000 рублей.
Мошенничество долгие годы является серьезной проблемой страховщиков во всём мире. В России, по оценкам экспертов, на долю выплат по страховым мошенничествам приходится не менее 20% от общего объема выплат. Естественно, с проблемой борются и принимаются активные меры по предупреждению и выявлению соответствующих фактов.
Но если до последнего времени речь шла о классическом «наземном» мошенничестве, то сейчас приходится принимать во внимание и онлайн-канал. Проблем здесь две. Это, во-первых, обман граждан путем заманивания их на фишинговые сайты, где под видом реальных услуг им продают несуществующие сервисы.
А, во-вторых, благодаря социальной инженерии и противоправной активности тематических групп в социальных сетях в преступные сообщества вербуются наивные граждане, которым предлагается «лёгкий и безопасный» заработок в сфере страхового мошенничества.
С обеими проблемами уже столкнулись правоохранительные органы, работая, например, с банками. Накоплен некий положительный опыт. Однако необходимо каждодневно повышать уровень киберграмотности и цифровой гигиены рядовых клиентов страховых компаний.