• 28 апреля, 2022

Сообщениями СДЭК о нарушениях на таможне в аэропортах Москвы заинтересовалась Генпрокуратура

В середине марта СДЭК рассказал о непростой ситуации, возникшей в аэропортах Внуково и Шереметьево, а также в ЦЭД, где логистический оператор столкнулся с необоснованными задержками по оформлению ввоза и вывоза некоторых категорий товаров.

В Шереметьево застрял хамон, который жители России заказали из Испании накануне Нового года. В ЦЭД, где СДЭК оформляет возвраты заказов из китайского интернет-магазина SHEIN, возникла задержка с оформлением уже свыше 70 тонн товара, каждый день прибавляется еще примерно по одной тонне. На таможенном посту во Внуково из-за постоянных отказов в вывозе возвратных заказов SHEIN и других посылок из России начиная с августа работа СДЭК приостановлена, последний раз компания оформляла здесь декларации в декабре 2021 года.

Помимо репутационных убытков СДЭК уже потерял около 500 тысяч рублей, которые были затрачены на услуги склада временного хранения при аэропорте Внуково из-за задержек в выпуске товаров.

После многочисленных обращений в контролирующие органы, в том числе в Транспортную прокуратуру, Московскую прокуратуру по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте, Западное межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета и Управление по противодействию коррупции ФТС, а также после придания ситуации огласке дело сдвинулось с мертвой точки.

Генпрокуратура инициировала масштабные проверки на таможенных постах Внуково и Шереметьево. ЦЭД возобновил выпуск экспортных и импортных товаров (пока с задержками и дополнительными запросами), а решение таможенного поста аэропорта Шереметьево (грузовой) отменила Шереметьевская таможня как вышестоящий таможенный орган.

В результате был частично снят запрет, ранее наложенный на посылки с хамоном, и некоторые клиенты СДЭК скоро получат свой деликатес, заказанный к новогоднему столу. Если продукты окажутся испорченными, клиенты вправе заявить свои претензии к логистическому оператору, который обязан возместить убытки. В этом случае СДЭК, в свою очередь, обратится с административным иском к Шереметьевской таможне из-за необоснованной задержки, подтвержденной соответствующими документами. Убытки компании тоже должны быть возмещены таможенным органом.

После завершения проверки со стороны Генпрокуратуры РФ часть посылок с хамоном так и не была выпущена. Несмотря на то, что у СДЭК имеется официальный ответ от Шереметьевской таможни, в котором прямо сказано, что отказ в выпуске противоречит законодательству, таможенный пост аэропорта Шереметьево (грузовой) отказывает в выпуске еще 17 посылок с хамоном, которые продолжают ждать своей участи начиная с декабря прошлого года.

Во Внуково ситуация остается без изменений. Кроме того, возникли новые сложности. СДЭК подала 63 пассажирские таможенные декларации (ПТД), из которых всего 12 прошли необходимую проверку без претензий, а 51 декларацию даже не взяли в работу по непонятным причинам.

На основании приказа Минфина от 14.09.2020 № 194Н сотрудники СДЭК подали декларации для отправки С2С грузов в электронном виде (это предусмотрено в приказе). Не получив уведомления о регистрации ПТД, сотрудники СДЭК выяснили, что документы, поданные в электронном виде, должны обязательно быть продублированы и на бумажном носителе, хотя это противоречит статье 105 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Тем не менее ПТД так и не взяли в работу.

Вместе с тем были нарушены сроки принятия решения по декларациям, если исчислять срок таможенного контроля с момента уведомления таможенного органа о необходимости проверки ПТД. В связи с этим у СДЭК есть все основания полагать, что приказ Минфина не исполняется должным образом, что нарушает права логистического оператора на ведение своей деятельности в рамках закона. В результате, СДЭК подала очередную жалобу в Московскую межрегиональную транспортную прокуратуру и обращение в Минфин.

Ответ на доводы ФТС

СДЭК не согласны с опровержением, которое опубликовала пресс-служба ФТС России после обращения логистического оператора в СМИ. По утверждению ФТС, информация о том, что таможенные органы препятствуют ввозу-вывозу товаров и посылок, не соответствует действительности, а оформление документов осуществляется в штатном режиме без нарушения сроков.

Многочисленные нарушения действительно были. Один из примеров: согласно статье 119 ТК ЕАЭС решение по декларации на товары должно быть принято не позднее 4-х часов с момента ее регистрации. Но по одной из поданных деклараций отказ в выпуске товаров был оформлен значительно позже, при этом каких-либо уточняющих запросов со стороны ЦЭД в СДЭК не поступало.

Второй момент, о котором пишет ФТС, касается экспортного таможенного оформления. Таможенники утверждают, что СДЭК не предоставила необходимые документы, а именно: подтверждающие полномочия лица при совершении сделки, подтверждающие статус данных товаров как товаров ЕАЭС для их помещения под таможенную процедуру экспорта, а также о факте неполучения указанных товаров конечными потребителями. На это у логистического оператора тоже есть, что ответить.

«Таможенники запрашивают у нас подтверждение о статусе товара, таким образом буквально принуждая СДЭК провести расследование и установить, как и когда этот товар, находящийся в свободном обращении на территории России, стал товаром ЕАЭС, и после проведенных (фактически — правоохранительных) мероприятий представить эти материалы в таможенный орган», — рассказали представители СДЭК.

Россияне имеют право на неприкосновенность личной жизни, а СДЭК является юридическим лицом, в полномочия которого не входит возможность представления информации, относящейся к личной жизни своих клиентов. За это в российском законодательстве предусмотрено соответствующее наказание.

Запрашивая подтверждение статуса товаров, должностные лица нарушают ст. 325 ТК ЕАЭС, составляя запрос без обоснования причин и не указывая признаки недостоверности заявленных сведений, чего требует данная статья.

Вместе с тем, сотрудникам СДЭК совершенно непонятны причины такого отношения к экспортным товарам, декларируемым логистическим оператором. Исходя из предоставляемых документов, товары приняты к перевозке на территории России, следовательно, они не изъяты из оборота, а значит законно находятся на территории страны.

На большинство возвращаемых посылок СДЭК предоставляет регистрационные номера документов, к которым у таможенных органов есть прямой доступ. Однако и такой вариант так же не устраивает таможню. Таможенники направляют запрос о предоставлении данных документов в картинках, что прямо нарушает статью 80 ТК ЕАЭС, а сам запрос по прежнему составляется с нарушением ст 325 ТК ЕАЭС.

В конце марта СДЭК столкнулся с еще более изящными придирками: товары, отправляемые на экспорт российскими интернет-магазинами, также не могут быть вывезены несмотря на предоставление ссылок на товар, которые подтверждают продажу и отправку именно российскими интернет-магазинами, также от логистического оператора требуют подтверждения статусов товаров. И все это на фоне якобы «заинтересованности» ФТС в развитии экспортной интернет-торговли России, о которой представители ведомства часто говорят в СМИ. По факту все происходит совершенно иначе, чем декларирует ФТС общественности.

В своем ответе пресс-служба ФТС России также говорит о том, что если товар помещают под таможенную процедуру экспорта, он перестает быть товаром личного пользования и его перемещение осуществляется в общем порядке, в том числе с применением ограничений, установленных постановлениями Правительства РФ № 311, 312, 313 от 09.03.2022.

СДЭК согласна, что в постановлениях № 311 и № 313 действительно прописаны товары, которые запрещено вывозить за пределы России, но постановление № 312 устанавливает разрешительный порядок вывоза отдельных видов товаров в страны ЕАЭС. Положения постановления не распространяются на товары, вывозимые физлицами для личного пользования. Получается, что логистический оператор должен соблюдать порядок вывоза, предусмотренный постановлением № 312.

СДЭК ежедневно отправляет в страны ЕАЭС товары в подавляющем большинстве именно для личного пользования физическими лицами. Но несмотря на предоставление сведений таможне об отправителе и получателе товаров, таможенники ограничивают отправку, а также требуют доказать, что товары действительно предназначены для личного пользования. В связи со столь вольным трактованием законодательства со стороны таможенного органа, в СДЭК не могут объективно объяснить задержку доставки, что сильно влияет на репутацию компании в целом.

Несмотря на все сложности, СДЭК планирует и дальше решать все возникшие и возникающие проблемы только в правовом поле, призывая таможенников к диалогу на основании всех норм и законов.

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…