- 14 июня, 2022
- 148
РСА представил новый рэнкинг регионов за 1 квартал 2022 года по обновленной методике
Первые двадцать строчек рэнкинга относятся к “красной” зоне, их занимают регионы с максимальным уровнем риска в ОСАГО. Это: Северная Осетия-Алания, Чеченская республика, Республика Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесская республика, Приморский край, Кабардино-Балкарская республика, Нижегородская область, Севастополь, Хабаровский край, Адыгея, Республика Тыва, Камчатский край, Новосибирская область, Хакасия, Бурятия, Марий Эл, Калмыкия, Ставропольский край и Воронежская область.
При этом у трех лидеров “красной” зоны – Северной Осетии-Алании, Чеченской республики и Дагестана – уровень выплат с учетом расходов на ведение дела превышает 200%, то есть на каждый полученный в этих республиках рубль страховой премии страховщики несут два рубля убытков. А в Республике Ингушетия этот показатель составил рекордные 307%. Также в “красной” зоне находятся регионы-рекордсмены по величине средней выплаты: это Северная Осетия-Алания (средняя выплата по ОСАГО в 1 квартале 2022 года составила 132,0 тыс. рублей, что почти в два раза выше средней по РФ выплаты, которая составила 70,6 тыс. рублей, регион занимает первое место в “красной” зоне), Ингушетия (128,7 тыс. рублей, четвертое место) и Адыгея (110,7 тыс. рублей, 11-е место).
Одновременно у топ-три регионов в рэнкинге крайне низкая доля водителей с минимальным значением коэффициента “бонус-малус”: в Северной Осетии-Алании она составляет 10,5%, в Чеченской республике – 9,3%, в Дагестане – 6,3%, тогда как средний по России показатель составляет 25,9%.
Также у регионов, занимающих верхние строчки в “красной” зоне, крайне высоким является показатель доли полисов ОСАГО, оформляемых при помощи системы гарантирования “Е-Гарант”. В нормальной ситуации эта система используется для гарантирования покупки полиса ОСАГО для высокоубыточных сегментов, но в мошеннических целях недобросовестные посредники через нее оформляют де-факто недействительные договоры ОСАГО с некорректными данными, пользуясь тем, что в целях гарантирования покупки полиса обязательной “автогражданки” уровень отказов при проверке данных ниже. Так, в Северной Осетии-Алании доля полисов, оформленных при помощи системы “Е-Гарант”, составила 38%, в Чеченской республике – 70% (то есть почти две трети всех полисов оформлены через “Е-Гарант”), в Дагестане таких полисов 67,4%.
Кроме того, у них крайне низкие показатели доли автомобилей, застрахованных по ОСАГО, среди всех зарегистрированных автомобилей. Этот показатель лишь косвенно свидетельствует о ситуации со страхованием ОСАГО в регионах, поскольку далеко не все зарегистрированные в ГИБДД автомобили эксплуатируются, и в целом по РФ он составляет 66%. При этом в ряде регионов он существенно ниже среднего, что может говорить о том, что в этих регионах высока доля не застрахованных по ОСАГО автомобилей. Так, в Северной Осетии-Алании по ОСАГО застрахованы лишь 29,2% всех зарегистрированных автомобилей, в Ингушетии – 35%, в Чеченской республике – 36,8%.
Следующие за “красной” зоной рэнкинга 20 строчек занимают регионы “желтой” зоны, в которой риски в ОСАГО высоки, а ситуация оценивается как пограничная: эти регионы в любой момент могут перейти в максимально рискованную “красную” зону рэнкинга. Это: Еврейская автономная область, Липецкая, Амурская, Ульяновская, Волгоградская, Иркутская области, Республика Крым, Красноярский и Забайкальский края, Калужская область, Краснодарский край, Магаданская, Мурманская, Архангельская области, Республика Башкортостан, Смоленская, Курганская, Ивановская, Белгородская и Ростовская области.
Регионы, не вошедшие в “красную” и “желтую” зоны рэнкинга, относятся к “зеленой” зоне, это регионы с минимальным уровнем риска по ОСАГО.
“И автовладельцы, и региональные власти уже давно ощутили зависимость между уровнями риска в ОСАГО и уровнем доступности обязательной “автогражданки” в регионе, а также уровнем цен на полисы. Благодаря обновленной методике составления рэнкинга регионов и страховщики, и власти регионов видят ситуацию в каждом из них намного детальнее, а значит, яснее и пути улучшения ситуации в тех регионах, где высокая убыточность ОСАГО представляет очевидную проблему”, – сказал Игорь Юргенс.