- 4 октября, 2024
- 39
Народный фронт предлагает радикально реформировать работу комиссии Минздрава РФ по формированию федеральных перечней лекарств
Народный фронт выражает серьезную обеспокоенность по поводу неэффективности и непрозрачности работы комиссии Министерства здравоохранения РФ по формированию перечней лекарственных препаратов для медицинского применения. Данный орган, призванный обеспечить доступность инновационных лекарств для граждан, принимает решения, противоречащие ее целям, и должен быть радикально реформирован. Об этом заявил Валерий Алексеев, руководитель Бюро расследований Народного фронта, на V Форуме пациент-ориентированных инноваций, который прошел 3 октября в Москве.
Руководитель Бюро расследований Народного фронта Валерий Алексеев:
«Публичная комиссия по включению/исключению препаратов из федеральных перечней работает 10 лет и уже подвергалась критике со стороны Народного фронта. На какое-то время ситуация улучшилась. По инициативе Народного фронта были внесены поправки в процедуру проведения. Но заседания комиссии, состоявшиеся 23-29 августа 2024 года, после полуторагодичного перерыва в ее работе, показали, что отдельных поправок недостаточно. Требуется кардинальный пересмотр деятельности».
Бюро расследований Народного фронта выявило, что прямая экономия на закупках препаратов, которым было отказано в попадании в перечни, могла бы составить несколько миллиардов рублей. Например, Краевой онкодиспансер г. Красноярска в августе 2024 закупил на 23,5 млн руб. препарат “Лорлатиниб” по цене 12 685 рублей за упаковку. Если бы действовала цена, которую предложил производитель на комиссии, то закупка обошлась бы на 12 млн руб. дешевле. Или, например, препарат “Финеренон” сейчас закупают в среднем по 4 080 рублей, а цена для комиссии была 1 754 рубля.
Руководитель Бюро расследований Народного фронта Валерий Алексеев:
«Этичность проведения комиссии также под вопросом: один из выступавших на комиссии по приглашению Минздрава РФ специалистов поставил под сомнение вопрос о необходимости включения препарата, который продлевает на несколько лет жизнь пациентов. По его мнению, каждый дополнительный год жизни – это дополнительные затраты государства, которые он оценил первоначально в 20-30 млрд рублей. Правда, после замечания других членов комиссии о том, что его расчёты надо делить на десять, отказался от своих слов и признал ошибку. Важно отметить, что предлагался препарат не только эффективнее, но и дешевле текущих аналогов. В итоге, большинство проголосовало против препарата».
По итогам заседания комиссии, одобрение получили 6 отечественных и 16 зарубежных препаратов. Однако при этом 6-ти отечественным препаратам, по которым были заявлены планы частичной локализации, было отказано во включении в перечни. Также отказ получили 2 отечественные компании. А компании БИОКАД в начале 2024 года пришлось публично подать в суд на Минздрав РФ для принуждения к включению в перечни препаратов, уже рассмотренных комиссией.
Руководитель Бюро расследований Народного фронта Валерий Алексеев:
«Площадка комиссии превратилась в несистемные торги с производителями лекарств по цене, куда зачем-то приглашают читать лекции ведущих врачей и академиков. Мы предлагаем кардинально реформировать ее работу, разделив на два этапа. На первом этапе – ведущие врачи по направлениям должны сказать нужен ли им этот препарат, а экономисты, с учетом информации от врачей об особенностях применения, должны оценить сколько будет стоить его включение в перечни. На втором этапе – под руководством ФАС России или Минпромторга, совместно с Минздравом и Фондом ОМС – договориться о цене на понятной основе с четкими правилами проведения такой процедуры».