- 14 февраля, 2023
- 97
НБКИ: в последнее время регионы востока и юга страны – самые активные в автокредитовании
А драйверами его развития становятся госпрограммы льготного автокредитования и кредиты на покупку подержанных автомобилей.
По данным 4 000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), за последние четыре года количество действующих автокредитов в стране немного увеличилось – на 0,5% (в декабре 2022 года – 1,83 млн. ед.). При этом, несмотря на небольшой рост по сравнению с «предпандемийным» периодом, в прошлом году число автокредитов в портфелях банков, напротив, сократилось на 7,4% (в декабре 2021 года – 1,97 млн. ед.) Таблица 1.
Региональная динамика данного показателя носит разнонаправленный характер. Основной рост числа действующих автокредитов в портфелях банков за четыре года, прежде всего, пришелся на южные и восточные регионы страны. Так, сильнее всего их количество выросло в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) – на 24,5%, Северо-Кавказском ФО (СКФО) – 20,4%, Сибирском ФО (СФО) – на 14,5% и Южном ФО (ЮФО) – на 13,7%. Уральский ФО (УрФО) прибавил 2,9%.
Таблица 1. Структура действующих автокредитов по федеральным округам РФ в 2019-2022гг., тыс. ед.
По федеральным округам | дек. 2019 | дек 2020 | дек 2021 | дек 2022 | Динамика, дек. 22/ дек.19 |
ЦФО | 476,1 | 473,6 | 507,3 | 458,5 | -3,7% |
ПФО | 518,3 | 515,8 | 534,0 | 491,2 | -5,2% |
СЗФО | 226,9 | 222,8 | 233,5 | 212,8 | -6,2% |
УрФО | 200,2 | 210,0 | 222,6 | 205,9 | 2,9% |
СФО | 136,0 | 140,0 | 160,3 | 155,8 | 14,5% |
ЮФО | 181,8 | 190,6 | 217,9 | 206,8 | 13,7% |
ДФО | 30,5 | 33,4 | 38,5 | 38,0 | 24,5% |
СКФО | 49,0 | 49,9 | 59,7 | 59,0 | 20,4% |
РФ | 1 818, 9 | 1 835,9 | 1 973,7 | 1 828,0 | 0,5% |
В то же время в наиболее густонаселенных и кредитно-активных Центральном ФО (ЦФО), Приволжском ФО (ПФО) и Северо-Западном ФО (СЗФО), число действующих автокредитов за четыре года, напротив, сократилось. Так, в СЗФО их количество снизилось на 6,2%, в ПФО – на 5,2%, в ЦФО – на 3,7%.
При этом если в прошлом году в ЦФО, ПФО и СЗФО было отмечено значительное сокращение количества автокредитов в портфелях банков на уровне 8-10%, то в южных и восточных федеральных округах страны это снижение было существенно меньшим.
В декабре 2022 года самое большое количество действующих автокредитов в регионах РФ (среди 30 регионов – лидеров по объемам автокредитования) было отмечено в Москве (121,1 тыс. ед.), Московской области (105,0 тыс. ед.), Санкт-Петербурге (98,4 тыс. ед.), а также в республиках Татарстан (91,9 тыс. ед.) и Башкортостан (85,6 тыс. ед.).
При этом самый серьезный рост числа действующих автокредитов (среди 30 регионов РФ – лидеров в автокредитовании) за четыре года продемонстрировали Иркутская (+28,0%), Новосибирская (+22,9%) и Вологодская (+20,5%) области, а также Красноярский (+17,5%) и Краснодарский (+14,7%) края. В то же время в ряде регионов количество действующих автокредитов с 2019 года, напротив, сократилось, в том числе, в Самарской области (-12,3%), Санкт-Петербурге (-12,0%), Москве (-11,5%), Пермском крае (-8,3%) и Республике Татарстан (-7,3%) (Таблица 2).
«Несмотря на пандемию коронавируса, дефицит новых автомобилей и внешнее санкционное давление, количество действующих автокредитов в портфелях банков находится на уровне конца 2019 года и даже немного выше, – полагает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. – В числе прочего на ситуацию оказывают влияние государственные программы льготного автокредитования, которые получили наибольшее распространение в регионах Дальнего Востока, Сибири и юга России. При этом самые выгодные условия определены для жителей Дальневосточного федерального округа (25% скидки на новый автомобиль). Под условия программ субсидирования автокредитов подпадают автомобили «экономкласса», произведенные в России, и пользующиеся наибольшей популярностью именно в регионах. Также важно отметить, что постепенно растет и доля кредитования на покупку автомобилей с пробегом. В целом, банки продолжают придерживаться консервативного подхода при кредитовании граждан, и выдают автокредиты тем из них, значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) которых находится на высоком уровне».
Таблица 2. Динамика количества действующих автокредитов в 2019- 2022гг. (топ-30 регионов РФ), в тыс. ед.
По регионам | дек. 19,
тыс. ед. |
дек.20, тыс. ед. | дек.21,
тыс. ед. |
дек.22, тыс. ед. | Динамика, дек. 22/ дек.19 | |
1 | г. Москва | 137,2 | 133,4 | 140,1 | 121,4 | -11,5% |
2 | Московская область | 109,0 | 107,7 | 116,6 | 105,0 | -3,6% |
3 | г. Санкт-Петербург | 111,9 | 107,0 | 110,1 | 98,4 | -12,0% |
4 | Республика Татарстан | 99,2 | 96,6 | 99,1 | 91,9 | -7,3% |
5 | Республика Башкортостан | 90,0 | 90,7 | 92,8 | 85,6 | -4,9% |
6 | Краснодарский край | 69,6 | 72,1 | 84,2 | 79,8 | 14,7% |
7 | Челябинская область | 63,1 | 66,7 | 71,7 | 66,6 | 5,5% |
8 | Свердловская область | 66,0 | 69,6 | 72,3 | 65,2 | -1,2% |
9 | Ростовская область | 54,1 | 55,2 | 60,2 | 57,1 | 5,5% |
10 | Самарская область | 55,5 | 54,3 | 54,5 | 48,7 | -12,3% |
11 | Пермский край | 53,0 | 51,7 | 52,9 | 48,6 | -8,3% |
12 | Нижегородская область | 48,8 | 48,6 | 50,5 | 46,0 | -5,9% |
13 | Ставропольский край | 32,9 | 32,8 | 37,7 | 36,3 | 10,2% |
14 | Волгоградская область | 31,6 | 33,5 | 37,0 | 34,6 | 9,5% |
15 | Ленинградская область | 34,4 | 34,2 | 36,1 | 32,9 | -4,3% |
16 | Воронежская область | 30,9 | 31,7 | 34,2 | 31,7 | 2,5% |
17 | Ханты-Мансийский АО – Югра | 31,0 | 32,0 | 33,9 | 31,7 | 2,3% |
18 | Кемеровская область | 31,3 | 30,4 | 32,5 | 31,3 | 0,0% |
19 | Удмуртская Республика | 31,8 | 31,4 | 33,1 | 30,8 | -3,1% |
20 | Оренбургская область | 30,2 | 31,1 | 33,1 | 30,7 | 1,5% |
21 | Саратовская область | 28,9 | 30,0 | 32,3 | 29,9 | 3,6% |
22 | Красноярский край | 23,4 | 24,3 | 28,1 | 27,5 | 17,5% |
23 | Тульская область | 23,1 | 24,2 | 27,2 | 25,7 | 11,0% |
24 | Новосибирская область | 20,4 | 22,2 | 25,7 | 25,0 | 22,9% |
25 | Тюменская область (без ХМАО и ЯНАО) | 21,9 | 23,0 | 24,3 | 23,3 | 6,3% |
26 | Иркутская область | 15,9 | 16,6 | 20,3 | 20,3 | 28,0% |
27 | Омская область | 16,6 | 17,6 | 19,9 | 18,3 | 10,1% |
28 | Ульяновская область | 17,3 | 17,7 | 19,0 | 17,3 | -0,1% |
29 | Белгородская область | 17,3 | 17,1 | 18,2 | 16,9 | -2,2% |
30 | Вологодская область | 13,9 | 14,9 | 17,3 | 16,8 | 20,5% |