- 12 марта, 2024
- 66
Региональное развитие и ЖКХ: проблемы и решения
Вопросы регионального развития жилищно-коммунального хозяйства и страхования жилья обсудили на круглом столе исследователи Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
11 марта 2024 года в Москве состоялся круглый стол «Региональное развитие и ЖКХ: проблемы и решения», организованный кафедрами Финансового факультета Финуниверситета: «Ипотечное жилищное кредитование и финансовые инструменты рынка недвижимости», «Страхование и экономика социальной сферы», «Финансовый контроль и казначейское дело».
Аудит регионального развития и ЖКХ является одним из ключевых инструментов, позволяющим оценить реализацию положений, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. No 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» на основе анализа областей повышенного риска для социально-экономического развития страны.
Так, в 2023 году Счетной палатой был реализован ряд мероприятий в рамках анализа системы полномочий в сфере теплоснабжения, позволивший выявить ряд системных недостатков, в том числе несовершенство нормативного регулирования, сложную структуру управления, а также отсутствие единых подходов и уполномоченного органа власти, отвечающего за координацию этой работы. На основе результатов исследования было выявлено, что средний процент износа теплосетей по стране в 2021 году составил 30,2%, при этом в 45 регионах наблюдается превышение среднероссийского значения.
Одним из направлений работы в 2023 году по поручению Государственной Думы стал анализ эффективности реализации индивидуальных планов развития регионов с низким уровнем социально-экономического развития. Как отмечает профессора кафедры «Финансовый контроль и казначейское дело» Е.А.Федченко, имеется ряд системных недостатков в подходах к разработке и реализации индивидуальных планов развития, которые не позволяют использовать потенциал этого инструмента в полном объеме: отсутствие единой модели финансирования индивидуальных планов развития и недостаточный объем предусмотренных средств, недостаточное нормативное регулирование полномочий регионов при формировании и выполнении индивидуальных планов развития, неинформативность отчетности о ходе их реализации.
Доцент кафедры «Финансовый контроль и казначейское дело» И.М. Ванькович отметила, что особое внимание контрольных органов должно быть сосредоточено на анализе тарифного регулирования в сфере ЖКХ, поскольку существует ряд нерешенных проблем, среди которых практика ежегодного утверждения предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги, что приводит к низкой предсказуемости доходов будущих периодов для теплоснабжающих предприятий. Подобная краткосрочная тарифная политика способствует росту бюджетных расходов на субсидирование сектора в части предоставления субсидий из региональных бюджетов ресурсоснабжающим организациям на компенсацию разницы между экономически обоснованным тарифом на тепловую энергию и установленным тарифом для населения.
Отдельный вопрос – страхование жилья и жилищно-коммунального хозяйства в целом.
Профессор кафедры страхования и экономики социальной сферы Финансового университета Н.В.Кириллова указала в своём выступлении, что на сегодня практика страхования жилья от рисков чрезвычайных ситуаций еще не сложилась, что ставит задачи для страховых компаний и региональных органов управления по стимулированию данного вида страхования. О результатах социологического исследования мнения российских граждан о причинах и последствиях слабого распространения страхования жилья и имеющимся опыте муниципального страхования жилья рассказали заведующий кафедрой страхования и экономики социальной сферы А.А.Цыганов. доцент той же кафедры Т.В.Пирогова и ведущий научный сотрудник кафедры ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Ю.В.Грызенкова.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что для решения установленных проблем требуется установление предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на долгосрочный период (не менее трех лет) с возможностью их корректировки с учетом инфляции и потребности регионов в развитии и повышении эффективности коммунальной инфраструктуры; разработка и реальное внедрение региональных программ страхования жилья, совершенствование индивидуальных планов развития, включая разработку нового подхода к определению объема финансирования индивидуальных планов развития, предусматривающий отказ от практики предоставления трансферта всем регионам в одинаковом объеме без учета специфики их социально-экономического развития.