- 12 декабря, 2023
- 70
Татьяна Завьялова: современная климатическая повестка требует консолидации усилий стран БРИКС
Старший вице-президент по ESG Сбербанка Татьяна Завьялова приняла участие в сессии «Международное многостороннее сотрудничество как основа для достижения целей Парижского соглашения» деловой программы российского павильона на 28-й конференции рамочной конвенции ООН об изменении климата (СОР28), которая проходит в эти дни в ОАЭ.
Участники дискуссии обсудили создание полноценной системы обмена результатами климатических проектов и эффективных многосторонних механизмов по углеродному регулированию, формирование международной инфраструктуры для взаимного признания, совместного учёта и использования углеродных единиц в рамках международных объединений, в частности по линии БРИКС.
В рамках дискуссии Татьяна Завьялова обратила внимание на то, что за последний год климатическая повестка ещё глубже проникла в разные сферы экономики и бизнеса. Всё больше стран и компаний стали ощущать непосредственно на себе финансовые последствия климатических изменений.
Так, по данным международных аналитиков, волны жары в этом году уже привели к сокращению глобального ВВП на 0,6%, а согласно докладу Всемирной метеорологической организации стихийные бедствия, вызванные экстремальными погодными и климатическими явлениями, в период с 1970 по 2021 годы причинили экономический ущерб в размере 4,3 трлн долларов.
Татьяна Завьялова, старший вице-президент по ESG Сбербанка:
«Климатическая повестка всё больше обретает экономическое звучание ― страны ощущают климатические изменения через разного рода потери. Сегодня уже нельзя рассматривать климат и экономику в отрыве друг от друга. При этом, если мы посмотрим на климатические задачи БРИКС и России, то они также лежат в экономической плоскости. Поэтому мы рассматриваем энергопереход не как самоцель, а как инструмент для снижения убытков и фактор новой конкурентоспособности собственной продукции и сохранения доступа ко всем видам существующих энергоресурсов».
Татьяна Завьялова отметила, что страны БРИКС сегодня переживают воздействие климатических последствий более остро, чем западные государства, ― например, в Индии 8 из 10 человек живут в регионах, подверженных сильным климатическим изменениям. Соответственно, объяснила Татьяна Завьялова, ключевыми задачами участников БРИКС становятся адаптация к климатическим изменениям и снижение углеродоёмкости своих экономик при одновременном сохранении конкурентоспособности собственной продукции и доступе к существующим энергоресурсам. При этом подходы стран БРИКС к решению климатических задач существенно отличаются от западных.
Татьяна Завьялова, старший вице-президент по ESG Сбербанка:
«У стран альянса есть несколько общих задач климатической повестки: поощрение развития разных методов сокращения выбросов, взаимное признание и трансграничный оборот углеродных единиц, а также формирование и активное продвижение собственной объединённой позиции по зелёной повестке, чтобы исключить использование климата в качестве предлога для создания торговых и финансовых барьеров. Наращивание объёмов устойчивого финансирования на пространстве БРИКС и реализация совместных климатических и устойчивых проектов зависят от гармонизации регуляторного поля, методических подходов и инструментов устойчивого финансирования стран-участниц альянса. Кроме того, учитывая, что 35% потенциала климатических проектов приходится именно на территории стран объединения, БРИКС важно координировать свои инструменты для эффективного представления своих интересов в мировой климатической повестке».
Всё это — весомые предпосылки к тому, чтобы объединиться и начать синхронизацию климатической повестки пространства БРИКС. Прежде всего альянсу сегодня необходима синхронизация регуляторик для эффективной интеграции в систему трансграничного углеродного регулирования, отметила Татьяна Завьялова.
Татьяна Завьялова, старший вице-президент по ESG Сбербанка:
«У Сбера есть инициатива: мы считаем, что необходимо создавать площадку, где мы будем системно обсуждать климатическую и зелёную повестки. Мы видим это как Климатический совет стран БРИКС. В рамках этого совета первый проект, который необходимо реализовывать с учётом мнения всех заинтересованных сторон — это создание Единого реестра углеродных единиц БРИКС. Это комплексная задача, решение которой повлечёт за собой и выравнивание системы верификации, гармонизацию наших таксономий, и откроет для нас всех доступ в объединённую систему финансирования климатических проектов. В качестве дальнейшего развития этой инициативы мы видим создание единой цифровой платформы передовых технологических решений для снижения углеродоёмкости экономик. Объединение такого рода позволит странам БРИКС перейти на экологически чистые технологии, а также сформировать новые углеродные рынки».
Алексей Мирошниченко, первый заместитель Председателя ВЭБ.РФ:
«Идея Сбера о создании Климатического совета БРИКС видится достаточно перспективной. Если мы хотим получать и представлять комплексную точку зрения, нам нужно создавать отдельные площадки в рамках международных объединений и обсуждать там вопрос. Кажется, что достичь согласия по единым климатическим задачам можно как раз на Климатическом совете БРИКС, он может быть хорошей точкой для обсуждения. Что касается объединения методик в рамках реестра углеродных единиц, то мне кажется, что это также необходимо и что в этом вопросе договориться будет ещё проще, чем по зелёным проектам. Следующие шаги — определение этой углеродной единицы, а затем её представление и защита на международном рынке».
В этом году Сбер запустил добровольную коммерческую систему зелёной сертификации энергии, открытую для всех компаний, желающих снизить свой углеродный след. Система разрабатывалась с учётом международных стандартов. На Российско-Китайском энергетическом бизнес-форуме Сбер предложил рассмотреть возможность признания системы в КНР и отметил, что банк готов стать провайдером аналогичной китайской системы сертификации в России.
Отвечая на вопрос о формате работы Климатического совета, Татьяна Завьялова отметила, что совет не может быть организован исключительно в правительственном формате. Необходимо совместное участие представителей государства, бизнеса и научно-экспертного сообщества, чтобы обеспечить многоуровневую экспертизу. В качестве примеров можно рассматривать действующие форматы в виде многосторонних международных органов, например Международного энергетического агентства (МЭА) или межправительственных форумов по образцу Арктического совета.
В дискуссии приняли участие заместитель Председателя Комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию Сергей Твердохлеб, первый заместитель Председателя ВЭБ.РФ Алексей Мирошниченко и советник генерального директора ООО «СИБУР», руководитель функции «Климатические инициативы и углеродное регулирование» Елена Мякотникова.
28-я конференция сторон рамочной конвенции ООН об изменении климата проходит в Дубае (ОАЭ) с 30 ноября по 12 декабря в Дубае (ОАЭ). На конференции правительства стран согласовывают политические и экономические меры по ограничению повышения глобальной температуры, адаптации и смягчению воздействий изменения климата.
О добровольной коммерческой системе сертификации низкоуглеродной энергии
Сертификат, эмитируемый в системе, подтверждает создание электрической энергии на генерирующем объекте (электростанции) из возобновляемых и низкоуглеродных источников. Сертификат приобретается социально ответственными компаниями, которые стремятся компенсировать свой углеродный след, поддерживая проекты, связанные с возобновляемой энергетикой.
Правила функционирования системы разработаны в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» и устанавливают требования к регистрации комплексов низкоуглеродной генерации, а также сертификации атрибутов поставляемой в сеть электроэнергии.