- 27 сентября, 2011
- 155
Металлопрокатные бои союзного значения
Департамент госрегулирования внешнеторговой деятельности Министерства промышленности и торговли РФ проводит антидемпинговое расследование в отношении ввозимого на таможенную территорию Таможенного союза китайского металлопроката с полимерным покрытием. Но, по мнению специалиста, юриста «TARGO GROUР», привлеченного эксперта ТПП РФ Александра Завалишина это мало что даст. В чем дело? Как развивается ситуация?
Заявление о демпинговых поставках, сказал Александр Завалишин, подали в Министерство промышленности и торговли РФ три крупнейших металлургических комбината России – ОАО «Северсталь», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» и ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат». Эти компании производят прокат с полимерным покрытием и входят в некоммерческое партнерство "Русская сталь"; в 2007-2009 гг. и в первом полугодии 2010 г. они выпустили около 85 процентов всего объёма металлопроката с полимерным покрытием в Таможенном союзе.
– У заявителей есть реальные основания говорить о демпинге? Есть соответствующие данные?
– Для инициации данного расследования заявление заинтересованных компаний, должны, безусловно, содержать информацию, однозначно свидетельствующую, во-первых, о наличии демпингового импорта металлопроката с полимерным покрытием из Китая; во-вторых, об угрозе причинения материального ущерба отрасли экономики Таможенного союза, вызванного демпинговым импортом такого товара из Китая. Наконец, в-третьих, нужны данные о соответствующем экспортном потенциале китайских производителей.
Расследование проводится в соответствии с Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 г., Соглашением о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода от 19 ноября 2010 г., Решением Межгоссовета ЕврАзЭс (Высшего органа Таможенного союза) от 21 мая 2010 г., пунктом 3 Решения Комиссии Таможенного союза № 339 от 17 августа 2010 г.
Действительно, с некоторых пор территория Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана стала площадкой активных действий китайских производителей металлопроката с полимерным покрытием. У них в стране огромный потенциал: еще в 2008 году в общем объёме китайского производства такого проката доля именно экспортных поставок достигла 58 процентов, и в значительной части этот металл идет к нам. Безусловно, здоровую конкуренцию ещё никто не отменял, и рост производства проката в Китае – не наше дело, но если какой-то товар начинает идти оттуда потоком именно на нашу союзную таможенную территорию, то поневоле приходится задуматься. Вот еще цифры: в первом полугодии 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. произошло почти десятикратное увеличение импорта в Россию китайского металлопроката с полимерным покрытием (с 23,9 тысяч тонн до 237,4 тысяч тонн). В целом за весь 2010 год импорт дешевого и значительно менее качественного, чем у нас, проката вырос почти в пять раз, до 496 тыс. тонн, при общем внутреннем потреблении в 1,3 млн тонн. Сегодня из-за импортного проката мощности российских предприятий загружены в среднем на 70 процентов. И такое падение происходит в ситуации, когда существующие производственные мощности российских производителей даже не могут в полном объёме обеспечить возрастающие потребности внутреннего рынка!
– В прессе упоминалось, что организации-заявители указывают на некоторые «серые» схемы ввоза этого товара, в частности, что он нередко поставляется по кодам более дешевого оцинкованного проката с лакокрасочным покрытием…
– Так как по представляемым документам на таможенную территорию Таможенного союза ввозится якобы иной товар, то, следовательно, истинные ввозимые объемы серьезно занижены, скрыты, и это однозначно затрудняет антидемпинговое расследование в отношении китайского импорта проката с полимерным покрытием. Министерство промышленности и торговли РФ вводится в заблуждение, поскольку оно оперирует только официальными документами.
В этой связи представляются чрезвычайно важными оперативные действия ФТС России, которые должны быть направлены на выявление таких поставок, в том числе действия с использованием системы управления рисками. Давайте не будем кивать только и исключительно на китайских производителей. Они, безусловно, хотят продать товар. А вот покупают металлопрокат, и не только его, а потом ввозят к нам под видом другого товара конкретные российские организации. В связи с этим хочу подчеркнуть: ничто, в соответствии с законом, не мешает осуществлять контроль после выпуска товара, естественно, не только металлопроката, но и любого другого, и при необходимости проводить соответствующие экспертизы. Всегда есть возможность отделить зёрна от плевел, Было бы желание.
– Вы скептически оцениваете возможность данного антидемпингового расследования?
– В такой ситуации – да, скептически. Я на 99 процентов убеждён, что после расследования Министерство промышленности и торговли, которое, напомню, пользуется исключительно официальными документами, сможет констатировать два факта.
Во-первых, сам факт демпингового импорта металлопроката с полимерным покрытием.
Во-вторых, отсутствие материального ущерба этой отрасли российской экономики.
Иными словами, не будет обнаружено достаточных оснований для введения антидемпинговых мер против поставок китайского металлопроката с полимерным покрытием.
– Какая-то печальная картина вырисовывается для наших металлургов…
– А нашим металлургам стоит задуматься, почему их металлопрокат становится неконкурентным по цене. Не все можно списать на «серый импорт». В стоимость импортного металлопроката входят ведь расходы на доставку на тысячи километров, на страхование грузов, на таможенные платежи, а также расходы на склад временного хранения, на услуги таможенного представителя… Наконец, экспортер товара делает свою наценку при перепродаже… и всё равно китайский металлопрокат оказывается дешевле нашего!
Что тут скажешь? Надо развивать производство, отказываться от технологий вчерашнего дня, ввозить новое технологическое оборудование, делать продукцию более дешевой. Имеются, кстати, колоссальные возможности реально сэкономить при ввозе такого оборудования по классификационному решению, выдаваемому ФТС России. Минимизация таможенных издержек и рисков внешнеэкономических проектов вполне реальна, если вести комплексную подготовку к осуществлению ввоза товаров и добиваться заблаговременного принятия на высших уровнях таможенной системы всех необходимых решений. Экономия тут возможна колоссальная. Одно это серьезно может повлиять на себестоимость выпускаемой продукции…