• 3 декабря, 2010
  • 125

ТПП РФ развивает выставочно-ярмарочную деятельность по всем направлениям

Выставочно-ярмарочная деятельность (ВЯД) является сегодня важным направлением работы всей системы ТПП РФ. О современном состоянии, достижениях и перспективах ВЯД торгово-промышленных палат России корреспонденту ТПП-Информ рассказал директор департамента выставок и ярмарок ТПП РФ Игорь Коротин.

– Игорь Алексеевич, что, на ваш взгляд, характерно для нынешней стадии развития выставочно-ярмарочной деятельности в России?

– Выставочно-ярмарочная деятельность, являясь одним из важнейших инструментов активизации торгово-экономических отношений и развития внешнеэкономических связей, способствует привлечению иностранных инвестиций, внедрению высокотехнологических производств, укреплению экономического потенциала. Общей чертой выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в 2009 году стал ощутимый спад ключевых показателей. Так, снижение выставочных площадей составило 30,6 %, общее число экспонентов уменьшилось на 10,8 %, количество посетителей сократилось на 37,1 %, наконец, годовой оборот от выставочно-ярмарочной деятельности снизился  на 14 %. Все это, как вы понимаете, явилось следствием мирового финансового и экономического кризиса.

– Как обстоят дела с развитием выставочно-ярмарочной деятельности в территориальных ТПП?

– Итоги 2009-го и первой половины 2010 г. свидетельствуют о том, что задачи, поставленные руководством ТПП РФ по эффективному использованию выставочно-ярмарочной деятельности в развитии внутренних и внешних экономических отношений, реализовывались большинством территориальных палат.

Несмотря на то, что в условиях экономического кризиса объем выставочных услуг, предоставляемых территориальными ТПП, в 2009 году снизился на 14 % относительно 2008 года, эта сфера деятельности остается на четвертой позиции в структуре услуг по объему поступлений денежных средств, оказываемых палатами.

Свой бюджет за счет выставочно-ярмарочных мероприятий  пополняют в настоящее время 80 палат (48 региональных и 32 муниципальных). Наилучших показателей в оказании данной услуги добились, в частности, ТПП Краснодарского края, Воронежской, Белгородской, Московской областей, Вятская, Брянская, Московская, Рязанская, Владимирская  ТПП, ТПП Республики Башкортостан, Республики Мордовия,  ТПП городов Тольятти, Нижневартовска, Сергиева Посада и другие.

А в ряде палат, несмотря на кризис, доходы от реализации услуг по организации выставок и ярмарок за 2009 г. в сравнении с 2008-м выросли в несколько раз. Речь идет, прежде всего, о ТПП Республики Башкортостан, Нижневартовской ТПП, Псковской, Брянской, Камчатской ТПП и некоторых других. Всего в течение года территориальные ТПП проводят или участвуют в организации около семисот выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий. 

– Как обстоит дело с организацией выставок за рубежом?

– В предкризисный период был достигнут значительный рост российского участия в зарубежных выставках. Выставочные площади российских экспозиций увеличились за четыре предкризисных года почти в 3,5 раза и достигли 32 тыс. кв. м в год, число участников возросло в 4,5 раза и достигло 2100 экспонентов.

Несомненно, кризис внес свои коррективы. Участие в зарубежных выставках стало довольно дорогим для значительной категории российских компаний, в том числе представляющих малый и средний бизнес. И хотя Правительство РФ поддержало предложение ТПП РФ и Минэкономразвития России относительно увеличения ассигнований на эти цели, их сумма не отвечает задачам поддержки экспорта и обеспечения выхода отечественной продукции на внешние рынки.

– Кто наиболее активен в выставочной работе за рубежом?

– В зарубежных выставках и ярмарках, в том числе проводящихся с частичным финансированием из федерального и регионального бюджетов, активно участвуют более пятидесяти территориальных ТПП. В первую очередь можно выделить ТПП Пензенской, Самарской, Саратовской, Смоленской, Ярославской областей, Московскую, Восточно-Сибирскую палаты, ТПП Республики Татарстан, Чувашской Республики.

Результативными для российских участников стали международные инновационно-технические выставки и ярмарки последних лет в Брно, Ганновере, Пловдиве, Шеньчжене.

Подготовка содержательных деловых программ в рамках ведущих выставок за рубежом последних лет позволила активизировать участие отечественного бизнеса в этих мероприятиях. Это наглядно продемонстрировали российские национальные выставки в Болгарии, Индии, Туркменистане. Порядка полутора десятков территориальных ТПП, десятки производственных и торговых компаний приняли участие в подготовке экспозиций этих выставок и в деловых программах. Об эффективности подобных мероприятий можно судить на примере участия в 52-й Международной промышленной выставке «МСВ-2010», проведенной в Брно.

Не могу не сказать несколько слов о только что завершившейся Всемирной универсальной выставке «ЭКСПО-2010» в Шанхае, для которой впервые за последние 20 лет был построен павильон Российской Федерации. Число его посетителей превысило 7,5 млн человек, а за раскрытие основной темы выставки «Лучший город – лучшая жизнь» российская экспозиция  была удостоена второго места.

– А что вы можете сказать о сотрудничестве в выставочно-ярмарочной деятельности со странами СНГ?

– Оно осуществляется в соответствии с Соглашением между государствами – участниками СНГ «О развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств» от 26.05.1995 года и Соглашением ТПП государств Содружества в области выставочно-ярмарочной деятельности от 27 июня 2003 года.

В июне нынешнего года был проведен семинар представителей ТПП государств участников СНГ по вопросам совершенствования правовой базы в области выставочно-ярмарочной деятельности. По его итогам были подготовлены рекомендации, которые по результатам обсуждения на VIII заседании Совета руководителей ТПП государств участников СНГ переданы в Исполком СНГ. Например, такие рекомендации: торгово-промышленным палатам Киргизии, Казахстана, Туркмении и Таджикистана предпринять шаги для ускорения присоединения к системе АТА; разработать межгосударственную нормативно-правовую базу выставочно-ярмарочной деятельности;  внедрить унифицированный документооборот при оформлении участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях; проводить национальные и межгосударственные выставки СНГ; рассмотреть возможности повышения квалификации выставочных работников на базе «Международного института менеджмента для объединения предпринимателей» (МИМОП)  при ТПП Российской Федерации и др.

В июне 2009 года прошла Российская национальная выставка в Республике Казахстан  там были организованы региональные экспозиции Республики Башкортостан, Чувашской Республики, Ставропольского края, Волгоградской, Калининградской, Омской, Самарской, Саратовской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской областей.

Прочные связи с казахстанскими партнерами имеют 76 регионов России. Они заключили более 250 соглашений о развитии торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, по вопросам использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности на сопредельных территориях, развития сотрудничества в области охраны окружающей среды, а также предупреждения катастроф и стихийных бедствий и ликвидации их последствий.

Особо отмечу, что уже на протяжении ряда лет ТПП РФ и некоторые территориальные торговые палаты России осуществляют информационную и организационную поддержку выставочно-ярмарочных мероприятий (патронаж). В нынешнем году в соответствии с «Положением о патронаже ТПП Российской Федерации выставочно-ярмарочных мероприятий» для поддержки были отобраны 169 выставок, из которых более 30 % проводятся самостоятельно территориальными ТПП или при их участии. При этом особое внимание уделялось стимулированию выставок, способствующих развитию инновационной деятельности, реализации приоритетных национальных проектов и поддержке малого и среднего бизнеса, а также активно содействующих развитию торгово-экономических связей со странами СНГ.

Так что не будет преувеличением сказать, что развитие выставочно-ярмарочной деятельности в системе ТПП идет по всем направлениям.

Беседовал Андрей Городнов,
 ТПП-Информ

Похожие статьи

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДЕНЬГИ

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДЕНЬГИ

Все больше россиян, потребителей страхования жизни и здоровья, предпочитают получать от страховщика не только денежную компенсацию при наступлении страхового случая, но…
ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЛАТЬ ДОБРО

ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЛАТЬ ДОБРО

Задачи устойчивого развития не теряют своей актуальности на фоне турбулентной внешнеполитической ситуации. Ежедневно применяя принципы ESG в своей деятельности, бизнес может…
МАСТЕР И СТРАХОВКА

МАСТЕР И СТРАХОВКА

Страховой Дом ВСК решает задачу повышения финансовой грамотности через ситуации, когда человек проще воспринимает информацию через занимательную форму. На небанальных примерах,…