• 21 марта, 2011

ФАС России подготовила проект концепции новой редакции Закона о государственных закупках

Аналитическая записка

о состоянии и проблемах законотворчества

№ 89

 

февраль 2011 года

 

ФАС России подготовила проект концепции новой редакции
Закона о государственных закупках

Федеральной антимонопольной службой подготовлен и представлен для обсуждения проект концепции новой редакции Федерального закона
«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Проектом концепции, в частности, предлагается:

1. Для исключения закупки некачественной продукции и обеспечения инновационного направления госзакупок – обязать профильные федеральные ведомства разработать типовые требования (в т.ч. гарантийные) к стандартным товарам, работам и услугам, а также ежегодно определять инновационные требования к продукции и включать такие требования в типовые контракты.

2. В целях повышения профессионализма поставщиков и качества конечного результата – предусмотреть в определенных случаях при приобретении продукции количественно измеряемые и администрируемые дополнительные требования к участникам (например, по аналогии с имеющимися в настоящее время требованиями в 94-ФЗ по строительству). Особенно актуально введение данных требований для таких творческих сфер, как НИОКР, проведение экспертиз, оказание юридических услуг и т.д.

3. Для корректного формирования начальной цены контракта – определить в законе алгоритм действий заказчика по ее обоснованию, а также поручить профильным ведомствам определять в ряде случаев ее расчет.

4. Предусмотреть обязательность применения заказчиками санкций за нарушение исполнения обязательств по контрактам, а также установить максимальные сроки для оплаты заказчиками качественно исполненных предпринимателем контрактов и ответственность за нарушение таких сроков.

5. Ввести процедуру дисквалификации должностных лиц заказчиков при грубейших нарушениях (по аналогии с Федеральным законом «О защите конкуренции»), а также предусмотреть специальные составы уголовной ответственности для преднамеренных действий в сфере госзаказа.

6. Исключение запроса котировок, как конкурентного, но коррупционного способа размещения заказов и замена его на уже предусмотренный 94-ФЗ короткий по срокам электронный аукцион.

7. Установление законодательных требований к обеспечению контрактов (типовые формы банковских гарантий и поручительств), а также централизованной проверки поручителей по контрактам.

8. Для снижения возможностей по недобросовестному исполнению контрактов – включение в Реестр недобросовестных поставщиков сведений о физическом лице, осуществляющем управление соответствующим юридическим лицом, а также введение обязанности заказчиков требовать финансовое обеспечение по всем контрактам для их качественного исполнения.

Проект концепции приведен в сокращенном виде. Полная версия документа разослана по системе ТПП для замечаний и предложений.

В Государственную Думу внесены законопроекты о государственной поддержке инновационной деятельности

В начале февраля депутатами Государственной Думы внесены проекты федеральных законов, регулирующих вопросы государственной поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации.

Первый законопроект № 495392-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» внесен депутатами Государственной Думы О.В.Морозовым, В.А.Черешневым и др.

Законопроект содержит определения основных понятий, в частности «инновационная деятельность», «субъект государственной поддержки» и иные. Согласно проекту, государственная поддержка инновационной деятельности включает в себя следующие виды: финансовая поддержка, налоговое и таможенное стимулирование, организационно-правовая поддержка, информационная поддержка. Указанные виды господдержки в свою очередь представлены различными формами, перечень которых не исчерпывается в законе. В проекте закона устанавливается компетенция органов государственной власти и органов государственной власти субъектов в сфере государственной поддержки инновационной деятельности, а также порядок их взаимодействия в этой сфере.

Законопроектом также предусматривается создание Федерального инновационного фонда России, который учреждается совместно Правительством РФ и частными инвесторами и призван аккумулировать финансовые ресурсы из различных источников. Эти средства могут расходоваться исключительно на стимулирование создания результатов научной и научно-технической деятельности, приобретение прав на них в целях их дальнейшей передачи для использования производителям инновационной продукции, на обеспечение правовой охраны результатов научной и научно-технической деятельности в России и за рубежом, для поддержки субъектов инновационной деятельности, проведение мероприятий, способствующих продвижению российских научных и научно-технических достижений и инновационной продукции на российский и международные рынки. Законопроект разослан по системе ТПП РФ. По итогам обобщения поступающих отзывов и предложений заключение ТПП России будет направлено в профильный комитет Государственной Думы.

Второй пакет законопроектов № 496139-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в РФ» и № 496144-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О господдержке инновационной деятельности в РФ» внесены депутатами Государственной Думы И.Д.Грачевым, О.Г.Дмитриевой и др.

В проекте закона раскрываются основные понятия в сфере инновационных отношений: инновационная деятельность, инновационный продукт, инновационная программа, инновационный проект, субъекты инновационной деятельности, инновационная инфраструктура и другие, а также основные цели и принципы инновационной деятельности. Также в законопроекте закрепляется перечень объектов инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий, а также определяется перечень условий, необходимых для получения соответствующего статуса, и принципы деятельности объектов инновационной инфраструктуры. Перечень объектов в законопроекте является открытым, что позволяет развиваться новым институтам инновационной инфраструктуры.

Законопроекты планируются к рассмотрению в период весенней сессии Государственной Думы.

Новый закон о бухучете может ухудшить положение малого бизнеса

В феврале в Государственной Думе велась работа по подготовке к рассмотрению во втором чтении проект федерального закона № 385329-5 «О бухгалтерском учете» (принят в первом чтении 14 января 2011 года).

Законопроект содержит ряд новелл. В частности, регламентируются вопросы бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц, использования для целей бухгалтерского учета электронных документов; осуществления внутреннего контроля в экономических субъектах. Кроме того, в законопроекте установлены состав и требования к документам в области организации и ведения бухгалтерского учета, полномочия органов регулирования и механизмы их взаимодействия, порядок разработки и утверждения стандартов бухгалтерского учета, гарантии участия широкого круга пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности в регулировании. Законопроектом устанавливается единоличная ответственность руководителя в случае возникновения между ним и главным бухгалтером разногласий по вопросам ведения бухгалтерского учета, определен и порядок действий в такой ситуации.

Проект устанавливает обязанность по ведению бухучета в отношении всех экономических субъектов, за исключением ведущих учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, а также представительств иностранных организаций.

ТПП России на основе поступивших от членских организаций замечаний и предложений подготовлен пакет поправок, которыми, в частности, предлагается: уточнить понятийный аппарат; освободить от обязанности ведения бухучета организации – субъекты малого бизнеса, применяющих упрощенную систему налогообложения; установить ответственность руководителя экономического субъекта за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении планируется в апреле 2011 года.

Госдума приняла важные для малого бизнеса законы

9 февраля Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 171 Федерального закона «О защите конкуренции». 16 февраля Закон одобрен Советом Федерации.

Закон предоставляет высшим учебным и научным учреждениям право заключать договоры аренды имущества с хозяйственными обществами, созданными ими в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности и являющимися субъектами малого или среднего предпринимательства, без проведения конкурсов и аукционов в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ.

Для заключения договора аренды без проведения конкурсов и аукционов Закон устанавливает требование о том, что деятельность арендаторов должна заключаться в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности. В целях пресечения возможных злоупотреблений Закон предусматривает обязательное включение в договор аренды условия о запрете на сдачу в субаренду имущества, предоставленного хозяйственному обществу, передачу хозяйствующим обществом своих прав и обязанностей по договору аренды другому лицу, предоставления этого имущества в безвозмездное пользование и залога арендных прав.

22 февраля Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки». Закон направлен на повышение эффективности государственных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и совершенствование налогообложения их деятельности, осуществляемой за счет выделяемых средств. В частности, устанавливается особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, предусматривающий, что указанные средства учитываются в составе доходов пропорционально фактически осуществленным за счет этого источника расходам, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Данный порядок распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Реформа налоговых спецрежимов:
патентная система взамен ЕНВД

9 февраля группой депутатов в Государственную Думу внесен правительственный законопроект о поэтапной отмене единого налога на вмененный доход и о введении «патентной системы налогообложения» для индивидуальных предпринимателей (проект № 499566-5).

Основной целью законопроекта является расширение сферы применения патентной системы налогообложения, для чего предлагается дополнить раздел VIII.1 «Специальные налоговые режимы» части второй Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) новой главой 265 «Патентная система налогообложения».

По сравнению с действующим перечнем (69 видов деятельности) общий перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, сокращен до 47 за счет их укрупнения. При этом законами субъектов РФ также будут устанавливаться размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, переводимым на патентную систему налогообложения в пределах от 100 до 500 тыс. рублей.

Кроме того, проект предусматривает освобождение плательщиков, перешедших на патентную систему, от обязанности применения контрольно-кассовой техники.

На стадии «нулевого чтения» Палата проводила обсуждение проекта с Минфином РФ, Администрацией Президента, а также запрашивала мнение своих членских организаций и территориальных ТПП.

Следует отметить, что во внесенном проекте закона частично учтен ряд позиций, предложенных ранее Палатой:

– до 10 человек увеличена численность работников по патентной системе (в первоначальной редакции – 5 человек, Палатой предлагался критерий в 15 человек);

– установлено, что при переходе с патентной системы налогообложения на общий режим уплаченная налогоплательщиком стоимость (часть стоимости) патента учитывается при исчислении сумм налогов по общему режиму, что не повлечет двойного налогообложения;

– для предприятий торговли и общественного питания, применяющих ЕНВД, численность работников с 2013 года сокращается со 100 до 50 (изначально проектом предлагалось до 15 человек).

Вместе с тем, в проекте сохраняется порог в 60 млн. рублей для плательщиков упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения, что не станет дополнительным стимулирующим фактором для малого бизнеса. Существуют и другие спорные вопросы. 

Законопроект «Об электронной подписи» принят во втором чтении

25 февраля Государственная Дума приняла во втором чтении проекты федеральных законов № 305592-5 «Об электронной подписи» и № 305604-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об электронной подписи».

Согласно законопроекту электронная подпись представляет собой информацию в электронной форме, которая присоединена или иным образом связана с другой информацией в электронной форме (подписываемой информацией) и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Определены три вида электронной подписи: простая, усиленная и квалифицированная электронная подпись. При этом подлинность электронной подписи обеспечивается надежностью средств, при помощи которых осуществляются ее создание и проверка. Данные средства должны соответствовать установленным требованиям и содержать элементы криптографии.

В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению был учтен ряд предложений ТПП России, в том числе в части установления обязанности лица, использующему усиленную электронную подпись в течение не более чем одного рабочего дня со дня получения информации о нарушении конфиденциальности ключа подписи, уведомлять удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа проверки электронной подписи, и иных участников электронного взаимодействия о таком нарушении; установления требования, что при создании электронной подписи средство электронной подписи должно показывать лицу, подписывающему электронный документ, содержание информации, которую он подписывает, и др.

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении планируется в апреле 2011 года. Положения нового закона вступят в силу с момента его официального опубликования. 

Уточняются механизмы банкротства холдингов

Минэкономразвития России разработало проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления особенностей банкротства предпринимательских групп».

Законопроектом предлагается ввести в российское законодательство специальные положения, регулирующие несостоятельность (банкротство) членов предпринимательских групп (холдинговых структур). В частности, вводится термин «предпринимательская группа», под которым понимается совокупность двух или более юридических лиц, которые в продолжение не менее чем одного года до возбуждения дела о банкротстве предпринимательской группы были подконтрольные одному контролирующему лицу – члену этой предпринимательской группы, и в течение указанного периода осуществляли свою основную деятельность под централизованным управлением контролирующего лица на основе единых управленческих, производственных и (или) технологических процессов.

Одновременно законопроектом предусматривается возможность признания по усмотрению суда того или иного должника членом предпринимательской группы в случае, если информация о его нахождении в составе такой предпринимательской группы была публично раскрыта в установленном федеральным законом порядке.

В проекте устанавливаются положения, касающиеся непосредственно процедуры банкротства предпринимательской группы: возможность подачи в арбитражный суд объединенного заявления о банкротстве нескольких членов холдинга; возможность назначения общего арбитражного управляющего, и т.д. ТПП России планирует направить заключение на данный законопроект.

Порядок предоставления земельных участков будет скорректирован

Минэкономразвития России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс и другие законодательные акты в части уточнения порядка предоставления земельных участков и определения порядка их разрешенного использования». Законопроект направлен на устранение многочисленных пробелов и противоречий действующего законодательства, касающихся предоставления земельных участков, его текст размещен на официальном сайте Министерства.

В случае предоставления земельных участков без торгов обязанность предварительного согласования места размещения объекта предлагается заменить обязанностью по подготовке документации по планировке территорий и проекта межевания. При этом исключается необходимость проведения целого ряда согласований, предусмотренных для случая предварительного выбора места размещения объектов.

В законопроекте предусматривается ряд существенных изменений для случая предоставления земельного участка в целях его комплексного освоения: образование земельного участка для комплексной застройки может быть осуществлено без проекта планировки территории. При этом застройщик вправе образовывать земельные участки без дополнительных согласований с публичными собственниками, приобретает исключительное право на выкуп данных земельных участков либо на получение их в аренду без торгов и т.п. Установлена возможность предоставления земельных участков в целях комплексного освоения не только для жилищного, но и иных видов строительства.

Кроме того, в законопроекте:

1) систематизированы случаи и уточнен общий порядок предоставления земельных участков в целях строительства, в том числе в случае строительства или размещения на них линейных объектов;

2) предусмотрена возможность проведения двух видов аукционов – по вопросу предоставления земельного участка для строительства и по вопросу предоставления земельного участка для освоения территории (комплексное освоение территории, размещение садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, др.);

3) установлено, что предоставление земельных участков на праве собственности или аренды осуществляется на торгах, за исключением предусмотренных законопроектом случаев;

4) исключена необходимость многочисленных согласований в ходе предоставления земельных участков, т.к. все необходимые решения принимаются при утверждении проекта планировки территории, которое может быть подготовлено любым заинтересованным лицом;

5) на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предлагается создание специализированных учреждений, осуществляющих продажу соответствующих земельных участков и финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, а также за счет части средств (10 %), вырученных от продажи земельных участков.

При этом законопроект не предусматривает продление завершающегося 1 января 2012 года срока приобретения земельных участков собственниками расположенных на них объектов недвижимости по льготным ценам, устанавливаемым субъектами Российской Федерации, и сроков переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

Таможенный союз: унификация требований к автодорогам

Минтрансом России разработан проект технического регламента «Безопасность автомобильных дорог», устанавливающий единые требования на территории стран Таможенного союза – России, Белоруссии и Казахстана.

Данный регламент заменит существующие в странах Таможенного союза нормативы по строительству, проектированию и эксплуатации дорог, включая требования к рекламным конструкциям, светофорам, разметке и уборке трасс. При этом российские стандарты будут ужесточены.

В частности, регламент содержит требования к обочинам, рекламным щитам, установленным вдоль трасс, режиму движения на дорогах, а также предельный уровень повреждений дорожного покрытия и сроки их ремонта. Ужесточаются требования относительно видимости и визуального восприятия дорожных знаков и светофоров. Кроме того, вводятся новые нормативы и по замене поврежденных элементов дорожного ограждения – от одних до пяти суток в зависимости от интенсивности движения (сейчас – пять суток). Палатой в Минэкономразвития были направлены замечания по проекту. Планируется, что регламент вступит в силу в конце 2011 года.

Коротко:

7 февраля Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 3-ФЗ «О полиции», вступающий в силу с 1 марта текущего года. Документ регламентирует права и обязанности сотрудников, что необходимо для четкой и эффективной работы полиции и предотвращения случаев необоснованного применения властных полномочий. Кроме того, Закон освобождает органы полиции от дублирующих и несвойственных функций, закрепляет партнерскую модель взаимоотношений между обществом и правоохранительными структурами.

7 февраля Правительством РФ в Госдуму внесен законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ» в части уголовной ответственности за образование коммерческой организации в целях совершения преступления (№ 497961-5). Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс статьей 173.1, устанавливающей ответственность за образование коммерческой организации в целях совершения различного рода преступлений, связанных с финансовыми операциями, другими сделками с денежными средствами или иным имуществом (так называемой «фирмы-однодневки»). Наряду с этим криминализируется предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности на указанные противоправные операции или сделки.

7 февраля Президентом РФ подписан Федеральный закон № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», вступающий в силу с 1 января 2012 года.

16 февраля в Государственную Думу Президентом РФ внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» (№ 502299-5), ужесточающий наказание за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве. Проект дополняет УК РФ положением, в соответствии с которым за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве устанавливаются штрафы в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более пятисот миллионов рублей. Законопроект разослан по системе ТПП для ознакомления и подготовки замечаний.

18 февраля в Государственной Думе состоялся «круглый стол» Комитета по экономической политике и предпринимательству на тему: «Проблема отмены ускоренной амортизации лизингового имущества. Лизинг в России: законодательный аспект». В ходе мероприятия было отмечено, что отмена механизма ускоренной амортизации лизингового имущества приведет к снижению конкурентоспособности российских компаний, оказывающих лизинговые услуги, и сокращению объемов их деятельности.

22 февраля Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона № 484412-5 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», внесенный Правительством РФ. Проектом, в частности, предлагается ввести обязательную маркировку слабоалкогольной продукции, с содержанием спирта свыше 7 процентов, запретить оборот слабоалкогольной продукции с содержанием спирта менее 7 процентов, разлитой в потребительскую тару более 330 мл., указывать на потребительской таре слабоалкогольной продукции информацию о содержании этилового спирта как в 100 мл. данной продукции, так и в объеме потребительской тары. Окончательное принятие законопроекта планируется до конца весенней сессии 2011 года.

24 февраля состоялось заседание налогового подкомитета Комитета Госдумы по бюджету и налогам, на котором обсуждались поправки к проекту федерального закона № 448864-5 «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности». Ряд поправок Палаты был частично учтен. В частности, планируется сохранить ограничение на проведение экспертизы только в рамках выездных налоговых проверок, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ; предоставить возможность налогоплательщику самостоятельно определять срок, по истечении которого может быть реализован нематериальный актив, полученный в результате проведения НИОКР; снизить размер санкции за неиспользвание сформированного резерва предстоящих расходов на НИОКР с двукратной ставки рефинансирования до однократной. Рассмотрение законопроекта во втором чтении планируется 25 марта.

25 февраля Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс» в части либерализации уголовного законодательства РФ. Поправки исключают по отдельным составам преступлений нижние пределы санкций в виде лишения свободы, при этом верхние пределы остаются неизменными. Отмена нижнего порога санкций касается 68 статей Кодекса, предусматривающих наказания за преступления малой и средней тяжести. Среди них – незаконное предпринимательство, клевета, нарушение тайны переписки и телефонных переговоров и др.

 

___________________________________________

Департамент по законодательству ТПП России (т. 620-01-28, ф. 620-03-67, zakon@tpprf.ru)

Похожие статьи

Смоленская область: Всероссийский День беременных прошёл при поддержке «МАКС-М»

Смоленский филиал страховой медицинской компании «МАКС-М» провёл ряд информационных мероприятий, приуроченных к Всероссийскому Дню беременных, который отмечался 7 октября. Они прошли…

СОГАЗ представил на Петербургском газовом форуме комплексную систему управления…

СОГАЗ, официальный партнер Петербургского международного газового форума, представил комплексную систему управления рисками для газоэнергетической отрасли.

Страховой Дом ВСК подписал соглашение о сотрудничестве в сфере…

Страховой Дом ВСК и «Открытая мобильная платформа», российский разработчик операционной системы Аврора, подписали меморандум о стратегическом сотрудничестве в области информационных технологий.