- 15 февраля, 2013
- 151
Заседание рабочей группы по управлению налоговыми рисками при Экспертном совете ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства
В ТПП России 14 февраля прошло заседание рабочей группы по управлению налоговыми рисками при Экспертном совете ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства. Основным вопросам повестки стало обсуждение проекта закона № 196666-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям», который в настоящее время проходит подготовку к первому чтению в Государственной Думе.
Проект рассылался по системе ТПП РФ, по нему были получены многочисленные отзывы, в т.ч. от ТПП Нижегородской области, Волгоградской ТПП, «ГМК «Норильский никель», «Финансовая корпорация «Открытие» и др. В целом, по мнению участников заседания, предлагаемые проектом «антиоффшорные» новеллы содержат в себе серьезные риски для добросовестных налогоплательщиков и бизнеса, а сам законопроект требует существенной корректировки ко второму чтению.
Доклад руководителя Рабочей группы, Председателя Совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Павла Гагарина отметил, что процесс деоффшоризации в России уже начался. Помимо упомянутого законопроекта №196666-6, в качестве конкретных шагов эксперт привел создание рабочей группы под руководством помощника президента Эльвиры Набиуллиной, четыре приоритета которой – изменения в налогообложении, усиление защиты прав собственности, повышение гибкости законодательства и развитие рынка капитала. «Заинтересованность российских властей в борьбе с оффшорами просматривается в развитии сотрудничества с Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), куда Россия входит и ОЭСР, куда Россия стремится», – считает эксперт.
Павел Гагарин отметил, что реализация отдельных положений проекта может способствовать борьбе с уклонением от уплаты налогов с использованием «фирм-однодневок, препятствовать незаконному вывозу капитала». «Однако ряд других положений может принести негативный эффект, не совпадающий с генеральной задачей по возврату в Россию незаконно выведенных денежных средств, а также создаст предпосылки для коррупции». В качестве примеров Руководитель рабочей группы привел необоснованное расширение прав налоговых органов в области запроса документов у организаций, доступа к банковской тайне и блокировки счетов.
Зампред налогового совета Палаты Дмитрий Фадеев в своем выступление отметил, что за 2012 год в рейтинге «Doing Business» по налоговому администрированию Россия поднялась с 105-й на 64-ю позицию. Несколько лет назад был также принят знаковый для бизнеса 137-й федеральный закон, который ограничил полномочия налоговых органов при проведении проверок бизнеса и пр. Сейчас существуют опасения, что в случае принятия проекта «пяти шестерок» может произойти определенный возврат назад от тех договоренностей по модели взаимоотношений бизнеса и власти в налоговой сфере, которые были достигнуты ранее. Д. Фадеев отметил, в частности, что блокировка банковских счетов компаний должна рассматриваться исключительно как обеспечительная мера, т.е. в случае, когда у налоговиков есть претензии по недоимкам и пр. Проект же предусматривает право блокировки счета, если отправленное в адрес юрлица письмо, не было доставлено по его юридическому адресу, в т.ч. по причинам, не зависящим от налогоплательщика – сбоев в работе почты и пр. Кроме того, если банковские организации обяжут предоставлять информацию по депозитам и счетам, они будут нести постоянные операционные расходы, возникнут издержки, которые в конечном итоге лягут на конечного потребителя из повышения тарифов на банковские услуги.
Своими замечаниями и предложениями по Законопроекту с участниками заседания поделилась также Панарина Татьяна, юрист правового департамента ОАО «ГМК «Норильский Никель». Она подчеркнула, что рассматриваемые изменения статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают возможность налоговых органов не доказывать иные обстоятельства, которые могли бы свидетельствовать о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, в то время как одно лишь отсутствие у контрагента необходимых средств для осуществления предпринимательской деятельности не может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика. Таким образом, рассматриваемые изменения Налогового кодекса Российской Федерации перекладывают негативные последствия недобросовестности контрагентов на налогоплательщиков, совершивших реальные хозяйственные операции, не преследовавших цель получения необоснованной налоговой выгоды и проявивших должную заботливость и осмотрительность при выборе контрагента.
Член Рабочей группы, руководитель аудиторско-правового департамента АКГ «Градиент Альфа» Татьяна Ильинова затронула вопросы трансфертного ценообразования и выразила мнение, что ряд положений закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ в силу неточности своих формулировок оставляет место для субъективизма в оценках действий налогоплательщиков судьями и налоговыми органами. «В отношении ключевых вопросов, предоставлена возможность опираться на субъективные оценки налогоплательщика, налоговых органов, суда. Контролируемыми являются сделки между взаимозависимыми лицами. При этом перечень критериев взаимозависимости, является открытым. Несмотря на то, что в Законе четко определены 11 критериев взаимозависимости, суду дано право признавать взаимозависимость и «по иным основаниям». При проверке цен налоговики вправе использовать «информацию из общедоступных источников». При этом конкретного перечня официальных источников информации Налоговый кодекс не содержит. Пока на законодательном уровне не будет закреплен четкий перечень официально признанных источников информации о рыночных ценах, правоприменительная практика может привести к увеличению количества налоговых споров и судебных разбирательств».
Юрист департамента комплаенс ОАО «Финансовая корпорация «Открытие» Сергей Хорев указал на то, что предусмотренные Законопроектом изменения в Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» повлекут за собой значительное увеличение технологических расходов кредитных организаций. «Исполнение требований, внесенных в Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ, влечет за собой новые функции для работников банка. В частности теперь банкам придется разрабатывать технологию и внедрять процесс выявления операций, подлежащих обязательному контролю, установления и идентификации бенефициарных владельцев и т.п. Все это повлечет за собой существенное увеличение расходов кредитных организаций на осуществление контроля в рамках исполнения требований по противодействию легализации доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма, уклонению от уплаты налогов и таможенных платежей, получению коррупционных доходов».
В дискуссии приняли участие судья Арбитражного суда г. Москвы в отставке Ольга Михайлова, вице-президент ЗАО «Санкт-петербургская международная сырьевая биржа Марина Вильданова, начальник службы внутреннего аудита ОАО «Газпром газэнергосеть» Леонид Иванов, представитель Саратовской ТПП Игорь Пухо и др.
По итогам было принято решение сформировать сводную позицию бизнеса и ТПП России по законопроекту, направив ее в профильные министерства и Государственную Думу.
Также был утвержден примерный план работы группы на 2013 год.