- 22 февраля, 2013
- 146
Всероссийское совещание прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур по вопросу защиты прав предпринимателей
В Генпрокуратуре РФ состоялось Всероссийское совещание прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, на котором рассматривались вопросы защиты прав предпринимателей.
На совещании присутствовали ответственные должностные лица Администрации Президента РФ, Правительства РФ, представители правоохранительных, надзорных, контролирующих органов, Госдумы ФС РФ и Совета Федерации ФС РФ, ТПП РФ, РСПП, других общероссийских добровольных объединений предпринимателей России.
Открыл совещание Генеральный прокурор России Юрий Чайка.
С докладом о ситуации с защитой прав предпринимателей в стране и работе прокуратуры в этом направлении выступил заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман.
Нами, сказал он, предприняты меры к усилению надзора за исполнением законов органами контроля. В 2012 году при осуществлении надзорных мероприятий выявлено 66,5 тыс. нарушений закона; прокуроры выявили и оспорили около 18 тыс. незаконных правовых актов. В связи с введением в России института Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в структуре Генпрокуратуры РФ образовано специальное управление по надзору за соблюдением прав предпринимателей.
Для взаимодействия с бизнесом сформирована межведомственная рабочая группа, включающая работников аппарата омбудсмена, Генпрокуратуры РФ, ТПП РФ, РСПП и других общероссийских организаций предпринимателей. Александр Буксман предложил ряд мер в целях повышения эффективности и результативности прокурорского надзора.
В выступлении Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, в частности, было подчеркнуто, что ТПП РФ серьезно разгрузила омбудсмена, добровольно взяв на себя работу по защите прав малого бизнеса (общественным уполномоченным ТПП РФ по защите прав малого и среднего бизнеса является член Президиума Правления ТПП РФ, председатель правления Ассоциации агентств поддержки малого и среднего бизнеса «Развитие» ВикторЕрмаков).
Системная совместная работа торгово-промышленных палат с Генеральной прокуратурой, прокуратурами субъектов РФ активно ведется после подписания в 2009 году Соглашения о сотрудничестве между ТПП РФ и Генпрокуратурой, отметил в своем выступлении вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко.
В качестве одного из главных практических направлений этой работы ТПП РФ рассматривает свое участие в реализации Федерального закона «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ФЗ № 294).
ТПП РФ поддерживает и распространяет положительный опыт работы Белгородской ТПП, которая по согласованию с прокуратурой, с руководителями основных проверяющих ведомств и при поддержке губернатора внедрила журнал учёта проверок предприятий, а также порядок предварительной проработки планов проверок. Такая практика распространена уже на целый ряд краев и областей, подчеркнул Владимир Страшко. По его мнению, надо добиваться, чтобы так работали повсеместно.
Безусловно, есть проблемы и недостатки, и их немало, подчеркнул вице-президент ТПП РФ, приводя следующий пример: за 2012 год в ТПП РФ поступило более 600 обращений предпринимателей по проблемам, связанным с административным давлением, рейдерством, неправомерным ограничением конкуренции, коррупцией и т.д.
При этом часть нарушений прав и законных интересов предпринимателей носит системный характер. Это несоблюдение срока и порядка уведомления о проведении плановых и внеплановых проверок; нарушения при оформлении результатов проверок; нарушения в области технологического присоединения к энергосетям и т.д.
В целом же за последние два года российское законодательство и правоприменительная практика значительно продвинулись в деле создания целостной системы противодействия коррупции. Статьей 19.28 КоАП РФ введена ответственность организаций за незаконную передачу и незаконное предложение или обещание взятки, совершенные в интересах данного юридического лица. Увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о противодействии коррупции. Опубликованы определения Конституционного суда, регламентирующие особенности применения уголовного и административного законодательства в этой сфере.
Таким образом, отметил Владимир Страшко, в России новое законодательство и правоприменительная практика создают атмосферу высоких рисков для коррупционной практики, что уже становится сопоставимым с ситуацией в этой сфере в США и Великобритании.
Это создает серьезную мотивацию для предприятий и организаций вводить у себя процедуры противодействия коррупции, профилактики возможных правонарушений. Так, в соответствии со статьей 13.3. закона «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. За рубежом такие меры определяются как комплаенс-процессы. Развитие российского законодательства и правоприменительная практика определяют движение именно в этом направлении.
Владимир Страшко отметил, что Антикоррупционная хартия российского бизнеса, разработанная основными объединениями предпринимателей (РСПП, ТПП РФ, «Деловой Россией», «ОПОРОЙ России»), также является важным шагом предпринимательского сообщества в реализации политики снижения коррупционных рисков.
Полагаю, сказал вице-президент ТПП РФ, что сегодня совершенно обоснованно следует ставить вопрос об усилении внимания как прокуратуры, так и бизнес-объединений к необходимости повсеместного внедрения антикоррупционных процедур, разработке и внедрению соответствующих стандартов, прежде всего на предприятиях с государственным участием.
Владимир Страшко обратил внимание собравшихся также на то, что есть целый ряд действующих нормативно-правовых актов, реализовать которые очень сложно; например, сложно ликвидировать предприятие. Сегодня значительное количество зарегистрированных фирм фактически являются «мертвыми». Их бросают, используя различные законные и не совсем законные схемы ликвидации. Ликвидировать даже по решению суда такое брошенное предприятие некому, оно перманентно находится в процессе ликвидации, состоит на налоговом, пенсионном учете.
Есть также вопросы к градостроительному кодексу. В соответствии с ним работы должны начинаться на основании разрешения на строительство. Но ведь есть работы, предшествующие строительству: устройство забора, вертикальная планировка, обустройство стройгородка и т.д. Десятки регионов пытаются этот вопрос регулировать на муниципальном или региональном уровне. Прокуратура часто не соглашается и оспаривает подобные муниципальные акты. Но по всей стране существует огромный спрос со стороны инвесторов на то, чтобы до основного разрешения на строительство получать право производить подготовительные работы.
В заключение своего выступления Владимир Страшко отметил, что торгово-промышленные палаты готовы и в дальнейшем активно развивать сотрудничество с прокуратурой.
Участники совещания выслушали также выступления полномочного представителя Правительства РФ в высших судебных инстанциях, председателя Экспертного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Михаила Барщевского, статс-секретаря – заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Олега Фомичева, президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Александра Бречалова, президента РСПП Александра Шохина, вице-президента Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Андрея Назарова, прокурора Краснодарского края Леонида Коржинека, президента Южно-Уральской ТПП Федора Дегтярева, сообщила пресс-служба страховщика.
В конце совещания выступили Первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов и помощник Президента РФ Эльвира Набиуллина, которые высоко оценили прозвучавшие в ходе совещания предложения и замечания и выступили с предложением сделать такие встречи более регулярными, чтобы более оперативно реагировать на появляющиеся проблемы.