- 20 мая, 2013
- 155
Изменения есть, а вот перемен – нет
В СМИ опубликован проект постановления Правительства «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 г. № 883». Это постановление посвящено важнейшему для улучшения инвестиционного климата вопросу – правовому регулированию льгот по уплате ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал.
Естественно, предлагаемые изменения не могли не привлечь внимания участников бизнес-сообщества.
Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что тут как раз тот случай, когда предлагаемые перемены ничего не меняют; речи о грядущих существенных переменах в порядке предоставления льгот по уплате ввозной таможенной пошлины нет.
Итак, что же предлагается сделать?
Предусмотрено редактирование названия Постановления № 883 (устранение упоминания о недействующей льготе по уплате НДС), его преамбулы (добавление ссылок на законодательство Таможенного союза); есть изменения в изложении п.2 и п.3 Постановления № 883.
Рассмотрим это по существу.
В пункте 2 добавлено упоминание о том, что для подтверждения ввоза товаров в качестве вклада иностранного участника в уставный капитал юридического лица следует представить документы, содержащие сведения о принятом решении увеличить уставный капитал за счет средств иностранного участника. Новость? «Собственно, нет, – говорит генеральный директор таможенного холдинга «Группа ТАРГО» Татьяна КРУГЛОВА. – Такая практика уже существует, и ее правомерность подтверждена письмом ФТС России № 01-06/34547 от 4 октября 2006 г. То есть упоминание о ней в проекте постановления лишь подтверждает и закрепляет ее на более высоком уровне».
В пункте 3 Постановления № 883 в новой редакции по-иному изложены основания отмены льгот по уплате ввозных таможенных пошлин. В действующей редакции в качестве такого основания названа реализация товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал. Новая редакция в качестве оснований называет выход иностранного лица из состава учредителей и совершение сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от уплаты таможенных пошлин, либо при передаче таких товаров во временное пользование.
Но эти критерии, напоминает Татьяна Круглова, уже содержатся в Решении Комиссии Таможенного союза № 728 от 15 июля 2011 г., обязательном для стран-членов союза. Следует сказать, что, по ее мнению, данное решение существенно ухудшило положение участников ВЭД. И вот почему:
«Во-первых, понятие «переход права собственности» шире понятия «реализация». Например, если организация, в чей уставный капитал внесено имущество, подвергнется реорганизации, то переход права собственности будет осуществлен с баланса прежней организации на баланс новой. Во-вторых, под выходом иностранного участника из состава учредителей может пониматься и выход из состава организации одного-двух иностранных участников, каждый из которых вносил вклад в уставный капитал; если выходящий участник при этом продал свою долю другому, является ли это основанием для отмены льгот или нет?»
При этом следует повториться, что эти положения (безусловно ухудшающие положение участников ВЭД) были введены в наше таможенное законодательство Решением Комиссии таможенного союза № 728 от 15 июля 2011 г. Иными словами, внесение изменений в Постановление № 883 лишь констатирует уже свершившийся факт.
Из сказанного следует, что никаких принципиальных новшеств в порядке ввоза товаров в качестве вклада в уставный капитал не предвидится.
И это достойно сожаления, считает Татьяна Круглова.
Дело в том, поясняет она, что сегодня порядок предоставления льгот при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал очень сложен и не отвечает основной цели их применения – повышению инвестиционной привлекательности России.
Надо отметить, добавляет Татьяна Круглова, что эта инвестиционная привлекательность многое потеряла еще и из-за отмены льгот по уплате НДС при ввозе технологического оборудования в качестве вклада в уставный капитал. Добавим к этому запрет на отчуждение данных товаров, особенно в совокупности с указанным выше обстоятельством, и станет понятно, почему льгота по ввозу товаров как вклада в уставной капитал фактически потеряла свою привлекательность для иностранных инвесторов. Она в настоящее время почти не используется.
Что из этого следует? Из бесед с экспертами отчетливо вырисовывается вот какая картина.
Недостатком названных выше предлагаемых изменений является отсутствие в них решения проблем и устранения излишних налоговых, финансовых, таможенных барьеров, препятствующих использованию такого перспективного по своей сути способа инвестирования в российскую экономику, как ввоз товаров в качестве вклада в уставный капитал.
Кстати, другие внешне облегченные пути для иностранных инвестиций в Россию, предусмотренные законодательством, также имеют свои недостатки. Например, такая льгота, как освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость на ввозимое технологическое оборудование, аналоги которого не производятся на территории России, требует соблюдения большого количества формальностей и очень существенных временных затрат.
Сама же процедура льготного ввоза технологического оборудования для исключительного использования в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства – участника Таможенного союза, что предусмотрено п. 7.1.11 Решения Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130, вообще не применяется в РФ и даже не имеет соответствующего правового регулирования в национальном законодательстве России.
Короче говоря, приходится делать неутешительный вывод: российский инвестиционный климат в той части, которая формируется соответствующим законодательством, пока еще остается не очень благоприятным. И предлагаемые проектом изменения в этом плане ситуацию не улучшают.