- 8 сентября, 2021
- 157
ЗАЩИТА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОТ ЧС
Алексей Майоров, председатель Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации РФ — один из инициаторов принятия закона о господдержке страхования урожая на случай введения режима чрезвычайной ситуации природного характера. О том, какие факторы определили актуальность принятия нового закона и какие возможности он дает аграриям, Алексей Петрович рассказал в своем интервью.
Современные страховые технологии: Было ли связано принятие закона о страховании урожая по риску ЧС с наблюдаемыми изменениями климата в России?
Алексей Майоров: Федеральный закон от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"» вносит изменения, направленные на интеграцию механизма сельскохозяйственного страхования в систему защиты сельскохозяйственного производства при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного характера.
Основная цель изменений — предоставить сельхозтоваропроизводителю возможность заключать договоры сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой на случай объявления режима ЧС на территории субъекта федерации, а также получения страховых возмещений при наступлении страхового случая в результате ЧС.
Законом установлен размер субсидии, перечисляемой для возмещения части затрат на уплату части страховой премии от риска утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур в результате ЧС природного характера. В рамках объединения страховщиков предусматривается формирование фонда компенсационных выплат при ЧС.
Вместе с этим установлены обязательные требования к программе сельхозстрахования, в том числе — требования к договору страхования, условия предоставления субсидий. В рамках программ агрострахования объединение страховщиков имеет право по согласованию с уполномоченным органом разрабатывать и изменять правила страхования.
Что касается причин, то главным фактором я бы назвал необходимость развития сложившейся системы агрострахования, а также повышение ее доступности и удобства для всех категорий сельхозпроизводителей.
Благодаря изменениям закона, которые вступили в силу с 2019 года и были поддержаны стимулирующими мерами Минсельхоза РФ, объем рынка агрострахования вырос более чем в 2 раза — с 3,7 млрд руб. в 2018 году до 8,1 млрд руб. в 2020 году. Площадь застрахованных сельхозугодий увеличилась в 5 раз — с 1,2 млн га в 2018 году до 5,9 млн га в 2020 году. За два года почти в 2 раза выросло застрахованное поголовье — с 4,7 млн до 7,9 млн условных голов. С прошлого года развивается страхование аквакультуры с господдержкой.
Затем катастрофические заморозки и другие опасные природные явления на юге России выявили, что незастрахованными остаются многолетние насаждения — сады и виноградники. Во время обсуждения проблемы с сообществом садоводов, Минсельхозом РФ и Национальным союзом агростраховщиков (НСА) выяснилось, что нужны особые условия страхования, рассчитанные на интенсивное садоводство.
Еще одним фактором, определившим острую необходимость в расширении системы агрострахования, стало видимое увеличение частоты и мощности природных ЧС, наносящих ущерб сельскому хозяйству.
По данным НСА, с 2010 года в регионах России ежегодно объявляют режим ЧС в связи с потерями в АПК. Число ЧС варьирует от 9 до 43 в год, максимальная зафиксированная площадь пострадавших посевов достигает 13,3 млн га в год.
Согласно принятой концепции управления такими рисками на государственном уровне, система агрострахования должна играть ведущую роль в компенсации потерь хозяйств от природных бедствий. Но агрострахованию были необходимы механизмы, чтобы обеспечить широкий охват крупных и мелких хозяйств страховой защитой и в то же время максимально интегрировать в агрострахование систему возмещения ущерба при ЧС.
ССТ: Объективные причины ясны, но заинтересованы сами сельхозпроизводители в расширении возможностей агрострахования?
А. М.: Растущая потребность самого сектора АПК в более широком перечне страховых инструментов как раз стала третьим фактором, определившим необходимость изменения закона.
Современный фермер сильно отличается от образа, сложившегося еще 10 лет назад.
Это полноценный участник конкурентного рынка, который привлекает инвестиции, и в принципе должен уметь использовать все доступные финансовые инструменты, предлагаемые государством.
Теперь для получения страховой выплаты хозяйству не потребуется в ходе сельхозсезона вместе со страховой компанией фиксировать все опасные события и их влияние на посевы, а затем определять снижение урожая. Агрострахование защитит хозяйства на случай утраты посевов в результате природных явлений, если они носят масштабный характер, затрагивающий целый регион.
Кстати, в законе присутствует еще одна новелла — возможность включения в систему агрострахования в будущем дополнительных программ, предусматривающих господдержку. Например, это может коснуться страхования садов или теплиц на особых условиях.
ССТ: Закон принимался в очень сжатые сроки — в ноябре 2020 года проект был направлен в Госдуму РФ, а 11 июня 2021
Президент РФ уже подписал документ. С чем связано такое быстрое принятие закона?
А. М.: Причины, на мой взгляд, прозрачны. В последние несколько лет из-за климатических изменений сельхозтоваропроизводители теряли значительную часть урожая. Поэтому мы посчитали важным как можно скорее обеспечить защиту имущественных интересов российских аграриев и внедрить обновленный механизм сельхозстрахования в результате ЧС природного характера.
Закон действует с 1 июля, у уполномоченных государственных органов и НСА еще есть время, чтобы принять необходимые изменения в нормативно-методологическую базу до завершения осенней посевной. Если сроки будут соблюдены, сельхозтоваропроизводители смогут застраховать на случай наступления ЧС уже те озимые культуры этой посевной.
ССТ: По Вашей оценке, нужны дополнительные меры, чтобы сделать страхование агробизнеса на случай ущерба от ЧС максимально эффективным?
А. М.: Новый закон позволит увеличить объем застрахованных посевных площадей и снизить финансовую нагрузку на сельхозтоваропроизводителей за счет увеличения субсидируемой части страховой премии, повысит их устойчивость при возникновении ущерба.
Страховой полис должен дать доступный и простой инструмент, гарантирующий, что в случае масштабного природного бедствия сельхозпроизводитель получит компенсацию затрат, вложенных в возделывание погибших участков.
Мониторинг реализации закона поможет выявить проблемы, с которыми могут столкнуться субъекты страхового рынка.
ССТ: Какие структуры можно сегодня назвать «командой развития» агрострахования в России?
А. М.: Для реализации Федерального закона потребуется принятие пяти подзаконных актов — три постановления Правительства РФ и два ведомственных акта Минсельхоза России. Их разработка, согласование и принятие требует эффективной работы всех органов власти, участвующих в согласовании проектов, активной позиции всех субъектов страхового рынка.
ССТ: В прошлом году аграрный Комитет Совета Федерации провел серию семинаров-совещаний по теме агрострахования во всех регионах России. Как оцениваете результаты?
А. М.: Наш Комитет совместно с НСА в сентябре–декабре 2020 года действительно провел серию масштабных обучающих семинаров в 8 федеральных округах России. В каждом из них приняли участие сенаторы — члены Комитета, представители федеральных округов.
Формат семинара дал возможность участия в работе более 800 представителей из 83 регионов России, включая региональные органы управления АПК, сельхозтоваропроизводителей, представителей отраслевых союзов и страховых организаций. Благодаря этому удалось в режиме прямого диалога обсудить важные вопросы агрострахования и дать необходимые практические рекомендации.
В сентябре–декабре 2020 года по инициативе Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию СФ РФ прошла серия масштабных обучающих семинаров в 8 федеральных округах России. В диалоге приняли участие сенаторы, а также более 800 представителей 83 регио- нов России, включая региональные органы управления АПК, сельхозтоваропроизводи- телей, представителей отраслевых союзов и страховых организаций. Благодаря этому удалось в режиме прямого диалога обсудить важные вопросы агрострахования и дать необходимые практические рекомендации. |
ССТ: В чем Вы видите актуальные задачи агростраховщиков и что нужно сделать, чтобы расширить охват страхованием сельхозрисков?
А. М.: Наш Комитет запланировал на осеннюю сессию 2021 года новую серию семинаров-совещаний по федеральным округам. Основной темой станут вступившие в силу с 1 июля 2021 года изменения в законодательство о сельскохозяйственном страховании с господдержкой, которые коснутся аграриев всех регионов.
Конечно, система агрострахования еще нуждается в развитии, хоть она и демонстрирует в целом позитивные тенденции с момента восстановления в 2018–2019 годах. Например, выплаты по договорам агрострахования, совершенные в течение года, выросли с 2,0 млрд руб. в 2019 году до 3,1 млрд руб. в 2020 году. При этом объем субсидий государства, направленных на агрострахование, составил в 2020 году 2,4 млрд руб.
Но нам предстоит по итогам уборочной кампании оценить эффективность норм Федерального закона, тогда можно будет говорить о новых задачах наших и агростраховщиков.