Ассоциация прямых продаж: итоги исследования индустрии и перспективы развития

Исследование ставило перед собой две основные цели: определение социально-демографического профиля независимого консультанта и специфики его коммуникации с клиентами в изменяющихся условиях.

В опросе приняло участие 7 200 независимых консультантов компаний, входящих в АПП, из всех федеральных округов. Данное исследование стало шестым по счету, начиная с 2003 г.

Результаты первой части исследования подтверждают социальную значимость индустрии прямых продаж: большую часть независимых консультантов составляют женщины (90%) в возрасте от 34 до 50 лет (45% среди всех опрошенных), имеющие высшее (64%) или среднее специальное образование (24%), двух и более детей (50%). Стоит отметить четко выраженную тенденцию повышения востребованности прямых продаж в средних и небольших населенных пунктах (100 тыс. – 1 млн. чел.),  а также в малых населенных пунктах с количеством жителей менее 10 тыс. человек.

Основные выводы на онлайн-конференции представила профессор НИУ «Высшая школа экономики» Ольга Третьяк. «В целом, индустрия прямых продаж показывает прочную стабильность относительно прошлых исследуемых периодов. Вместе с тем наблюдается заметный рост сегмента независимых консультантов в возрасте 31-34 лет (с 8% до 18%), что косвенно указывает на доверие к отрасли со стороны молодого населения страны», – говорит Ольга Третьяк.

По сравнению с 2011 и 2014 гг. в два раза выросла доля независимых консультантов, ведущих деятельность в прямых продажах более 10 лет. Если в 2011 и 2014 годах этот показатель был на уровне 14%, то по итогам исследования этого года, показатель вырос до 32%.  «Индустрия становится все более привлекательной, в том числе и для молодых людей, поскольку отвечает всем современным трендам и запросам. Возможность вести бизнес без границ во времени и пространстве, свободный график, баланс работы и личной жизни, возможность обучения и развития в сообществе единомышленников – все это дает индустрия прямых продаж», – говорит генеральный директор Oriflame Россия Катрин Алакбаров.

Гибкий график и возможность планировать свое время, и влиять на свой доход – вот что делает индустрию прямых продаж привлекательной для женщин, имеющих детей, и это подтверждают данные исследования: с 2011 года доля многодетных матерей среди консультантов выросла в 1,5 раза. «При системной работе прямые продажи становятся значительным источником дохода семьи. За 16 лет работы в индустрии я значительно шагнула вперед в обучении и развитии навыков малого бизнеса, получив возможность для путешествий и самое главное сохранив семейные ценности», – говорит мама троих детей и независимый консультант по красоте Mary Kay Мария Кутырева.

Вторая часть исследования показала, что индустрия прямых продаж идет «в ногу со временем», ориентируясь на новые технологии, новые каналы коммуникации. Как и следовало ожидать, самым динамичным сегментом оказался Интернет. Если в 2011 году этот канал активно использовали только 14% независимых консультантов, то в этом году уже 44%. Интересна и другая цифра: если 9 лет назад Интернет совсем не использовали 52% опрошенных, то в 2020 году всего 18%. Ключевыми инструментами внутри канала Интернет становятся мессенджеры (84%) и социальные сети (82%). Компании-члены АПП активно включены в процесс диджитализации и создают решения для роста продаж. Например, компания Amway запустила ресурс Digital Lab, который позволяет их независимым консультантам становиться успешными в digital-среде. На нем эксперты и популярные блогеры делятся секретами создания эффективных текстов, проводят курсы мобильной фотографии и видеообработки, дают советы по привлечению потенциальных клиентов. «После прохождения курсов количество постов наших консультантов выросло на 25%, а их подписчиков – на 20%. Те, кто получают диплом Digital Lab, на 68% более эффективно привлекают клиентов в сравнении со средними показателями по компании», – говорит генеральный директор Amway в России и Казахстане Ирина Меньшикова.

Одновременно индустрия не теряет свое «человеческое лицо»: несмотря на развитие интернет коммуникаций, большое значение для консультантов имеет личное общение с друзьями (61%) и знакомыми (55%), что подтверждено результатами исследования. Ключевыми преимуществами для клиентов сами респонденты назвали доставку в удобное место (73%), профессиональные консультации (70%) и индивидуальный подход (67%).

«Важная черта индустрии – это персонифицированный подход к клиенту, адаптация каналов коммуникации, постоянное обучение, что позволяет индустрии оставаться гибкой независимо от сопутствующих обстоятельств. Прямые продажи становятся еще более социальными, независимые консультанты зачастую выступают микроблогерами, формируя свои сообщества и являясь в них лидерами мнений. Такая направленность индустрии позволила успешно справиться с вызовами этого года и с уверенностью смотреть в будущее. По итогам 9 месяцев 2020 года индустрия показала рост объемов продаж на 7,3% до 92,2 млрд. руб.», – отмечает президент АПП Тамара Шокарева.

Об онлайн-конференции

Онлайн-конференция: «Прямые продажи: сегодня и завтра» состоялась 25 ноября 2020 года на площадке МИА «Россия Сегодня». В конференции приняли участие:

1.       Тамара Шокарева, президент Ассоциации прямых продаж (АПП)

2.       Ольга Третьяк, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

3.       Ирина Меньшикова, Управляющий директор Амвэй России и Казахстана, генеральный директор Амвэй в России

4.       Катрин Алакбаров, вице-президент и глава региона Орифлэйм Россия и Беларусь, генеральный директор Орифлэйм Россия

5.       Мария Кутырева, независимый консультант компании Мэри Кэй

Материалы онлайн-конференции можно загрузить по следующей ссылке: https://cloud.mail.ru/public/3aTS/23qLSvsCd/

Полная запись онлайн-конференции доступна на сайте https://rdsa.ru/poleznye-video/

и YouTube канале Ассоциации прямых продаж: https://www.youtube.com/channel/UCRw7L4qtiz7bdrvagBGYTgg

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…