SAS Global Forum 2021: любознательность – ключ к инновациям

В регионе ЕМЕА, куда входят Россия и страны СНГ, форум открылся 25 мая пленарной сессией – она началась с флагманского выступления Джима Гуднайта (Jim Goodnight), CEO и сооснователя компании SAS. Он подчеркнул, что под влиянием перемен сейчас формируется новая культура, где ценятся креативность, инновации и любознательность, и аналитика помогает ее создавать. Все больше компаний и организаций делают аналитику своим приоритетом, потому что она помогает адаптироваться – переосмыслить привычные процессы, сделать их более гибкими, точными и быстрыми в изменчивом мире.

«Аналитика помогает предоставлять жизненно важные услуги, возвращать зрителей в концертные залы и на стадионы, принимать эффективные решения по планированию спроса. Мир резко изменился, и это подталкивает нас к инновациям, чтобы раздвигать границы возможного. Мы делаем все, что от нас зависит, чтобы удовлетворить запрос на более гибкую и адаптивную аналитику», – отметил Джим Гуднайт.

Ключевую роль любознательности как основы прогресса подчеркнул также Адам Грант, корпоративный психолог в Wharton, автор книги Think Again и ведущий подкаста TED WorkLife. Он указал на распространенную проблему лидеров многих крупных бизнесов, которая связана с общим свойством человеческой психики, которое Адам сформулировал так: «Человек хорошо думает и придумывает, но плохо передумывает». Иными словами, разработчики эффективных бизнес-стратегий и авторы прорывных бизнес-идей с трудом от них отказываются и тяжело идут на адаптацию. Сейчас, когда необходимо переосмысливать многие привычные идеи, которые раньше приносили прибыль, а теперь не работают, эксперт видит выход в любознательности. «Человеку свойственно думать, что он прав, и когда противники выдвигают аргументы против, он ищет контраргументы в подтверждение своей правоты, – говорит Адам Грант. – Но давайте будем любознательными, давайте мыслить как ученые! Давайте спрашивать себя не только “Почему я прав?”, но и “Почему я могу быть неправ?” Это поможет глубже погрузиться в процесс и увидеть, как преодолеть вызовы».

О том, как работает такой подход на деле и как любознательность позволяет развивать инновации в разных сферах, рассказали участники отраслевых сессий, представляющие банковский сектор, страхование, госсектор, энергетику, сельское хозяйство, металлургию, здравоохранение и многие другие отрасли.

В секции «Банки» одним из знаковых докладов стало выступление Маргуса Симпсона, директора по цифровым технологиям чешского Komerční Banka. Маргус наметил тренды в области цифровых банковских услуг на ближайшие пять лет и рассмотрел наиболее важные проблемы, которые предстоит преодолеть, чтобы банки могли их успешно реализовать. В числе прочего эксперт обращает внимание на то, что клиенты банков очень изменились за последние годы: «Они больше не интересуются технологиями как таковыми, нравится нам это или нет. Скажем, 20 лет назад некоторые клиенты знали, что такое Flash или Java, как их устанавливать, настраивать и так далее. Сегодня никого это не волнует. Если что-то не работает после одного нажатия кнопки, если пользователь не получает результат через пару секунд, то у провайдера услуги проблемы. Самое важное для сегодняшних потребителей – это время, и они постоянно выбирают из сотен возможностей, что сделать в следующий момент. Поэтому банк должен быть заметным, выделяться из этой массы, а для этого необходимо собирать данные о своих клиентах и постоянно быть с ними в контакте».

Крайне острая тема в той же секции была затронута в докладе «Роман с пандемией: мошенничество в сфере романтических отношений во время Covid-19» Дэвида Стюарта из SAS, Уилла Вурхиса и Врена Йорка из банка Truist. В 2020 году объем преступлений, связанных с виртуальными знакомствами и романтическими отношениями, вырос на 50% по сравнению с 2019 годом и в 4 раза – по сравнению с 2016 годом. С этим изощренным видом мошенничества на базе социальной инженерии сталкиваются банки по всему миру.

Мошенники пользуются тем, что люди испытывают дефицит общения во время пандемии. Фальсифицируя личность, мошенники завязывают знакомства в сети, втираются в доверие и начинают вымогать у своих жертв средства – сначала небольшие подарки, затем деньги. В среднем, по данным экспертов, одна жертва мошенников теряет около 2 500 долларов, однако в отдельных случаях это могут быть десятки и сотни тысяч долларов. Авторы доклада подчеркивают, что противодействовать такому мошенничеству банки могут и даже должны сразу по двум направлениям. Во-первых, проводить «образовательную» работу – то есть предупреждать своих клиентов о подобных рисках. Так, банк Truist выделил основные правила, по которым можно выявить аферистов. Во-вторых, использовать аналитические модели для пресечения подобных финансовых операций на стороне банка, особенно если речь идет о крупных суммах.

Промышленность – еще одна сфера, где активно внедряются новые технологии. Карл Оррлинг (Carl Orrling), вице-президент по техническому развитию компании SSAB, одного из ведущих сталелитейных производств со штаб-квартирой в Стокгольме, рассказал, как пандемия и сопутствующий спад заставили промышленные компании в ускоренном режиме проводить внедрение цифровых решений, в результате чего сейчас наблюдается «цифровая гонка», в которой уже есть победители и отстающие.

«В производстве стали как минимум 10 000 различных операционных параметров и факторов влияют на конечный продукт, температуру и безопасность. При этом мы генерируем терабайты данных. Чтобы контролировать весь процесс, нам нужна очень продвинутая система, – говорит Карл Оррлинг. – Мы пересмотрели методы и инструменты, которые применяли ранее, а также изучили опыт других индустрий и увидели, что уже есть возможность влиять на различные параметры в режиме реального времени. Мы изменили свои приоритеты. Раньше во главе угла стояла функциональность, а дата-менеджмент отходил на второй план, а сегодня с учетом возможностей ИИ и аналитики управление данными вышло на первое место, потому что мы видим, какие результаты это приносит на практике».

В секции «Энергетика» обсуждалась тема декарбонизации, важная в контексте климатических изменений и экологических инициатив. В докладе «Играет ли ИИ роль в переходе энергетики к декарбонизации?» Карлос Карвалейра из компании SAS, Кристиан Руби из Eurelectric, Жоао Мартинс де Карвальо из E-Redes и Массимилано Гарри из Terna, обсудили, как искусственный интеллект помогает энергетическим компаниям уменьшать углеродный след.

Эксперты подтверждают, что с помощью ИИ можно предсказывать угрозу перегрузки сети и потенциальные сбои, что с одной стороны, делает сеть надежнее и устойчивее, а с другой – бережет энергоресурсы, а это в свою очередь напрямую уменьшает выбросы углерода в атмосферу. ИИ позволяет внедрять децентрализованные сети, что тоже считается важным шагом к декарбонизации. Наконец, он уменьшает влияние человеческого фактора и помогает диспетчерам эффективнее управлять сетью.

В ритейле в качестве одного из ведущих трендов была названа гиперперсонализация. Способам реализации этой концепции была посвящена отдельная сессия «Трансформация в ритейле и производстве потребительских товаров: влияние и возможности в контексте новой цифровой нормальности». Выступавшие на ней Эндрю Фоукис и Митч Рутлидж из SAS (Andrew Fowkes) и бизнес-консультант Эндрю Дженнингс отмечают, что в свете текущей нестабильности все более отчетливый акцент сегодня делается на идеях с быстрой окупаемостью и получении прибыли в краткосрочной перспективе. Эксперты также подчеркивают, что поведение потребителей под влиянием пандемии радикально изменилось. Уже мало делать правильное предложение в правильное время и в правильном месте – сегодня данные играют ключевую роль не только в оперативной деятельности, но и в стратегической перспективе, обеспечивая компаниям гибкость. Первостепенную важность приобретает прогнозирование спроса и выявление факторов, влияющих на лояльность. Современные технологии предоставляют для решения этих задач огромные возможности.

В течение 2020 года огромные ресурсы вкладывались в системы здравоохранения для преодоления пандемии. SAS также сделала поддержку здравоохранения одним из своих главных приоритетов, помогая медицинским организациям по всему миру. В секции «Здравоохранение» были представлены результаты, которых удалось добиться благодаря аналитике. Так, Ульф Хертин из SAS, Мария-Пия Хергенс, сотрудница департамента по контролю и профилактике инфекционных заболеваний Стокгольма, дата-сайентист Хоаким Филипссон-Лило и разработчик систем Пер Хаглунд рассказали, как в Стокгольме с применением платформы SAS Viya была создана инфраструктура для быстрого и эффективного принятия решений по сдерживанию пандемии и проведения вакцинации. Эксперты также отметили, что извлеченные уроки и внедренные технологии могут применяться для решения других острых проблем здравоохранения – например, в борьбе с раком или предотвращении детского ожирения.

В секции «Госсектор», помимо задач госуправления, обсуждались вопросы регулирования ИИ, обеспечения ответственного подхода к его применению и безопасности таких систем. В сессии «Ответственный ИИ: видение, вызовы и возможности» эксперты рассказали, как внедрять ИИ-инструменты, учитывая при этом не только действующие нормативы, но и оставляя возможность для адаптации к требованиям, которые могут появиться в будущем.

В секции «Телекоммуникации и медиа» Мари Нильссон Бьоркман (SAS) и Петер Линдер (Ericsson) в ходе бизнес-сессии «Пять технических инноваций, создающих будущее» обсудили, как технология 5G будет формировать рынок в 2021 году и какую роль в этом будут играть еще четыре смежные технологии – граничные вычисления, интернет вещей, ИИ и виртуальная/дополненная реальность. По мнению Петера Линдера, компании, которые будут считать 5G необязательной составляющей, могут оказаться в проигрыше. 5G будет занимать одно из центральных мест в экономике в ближайшее десятилетие и выведет широкополосные коммуникации за пределы оптоволокна, но этот стандарт необходимо сделать безопасным, надежным и доступным.

В секции «Страхование» ключевые тенденции отрасли были обозначены в ходе сессии «Управление клиентским опытом в течение всего периода страхования». Эксперты отметили, что сегодня цифровизация в страховании – это не только создание нового цифрового продукта или использование нового цифрового канала, но и смена в мировоззрении. Страховщики перестают ориентироваться только на продукт – они хотят быть своим клиентам наставниками и партнерами по управлению рисками. В связи с этим компании сосредотачиваются на клиентском опыте на протяжении всего цикла страхования – от инициатив маркетинга до управления заявками на урегулирование и предотвращения мошенничества. Это позволит находить новые точки соприкосновения с клиентами и поможет достичь желанной цели.

В рамках SAS Global Forum, как и в прошлом году, также работал Инновационный хаб, где участники могли общаться с экспертами, а также посмотреть живые демонстрации новейших приложений SAS и ее партнеров. В общей сложности на виртуальных стендах работало больше 250 экспертов.

«Мы в SAS любим данные и ценим любознательность. Любознательность заложена в нашей ДНК, она позволяет переосмысливать привычные вещи, а это, в свою очередь, ведет к инновациям», – подчеркивает Дженн Чейз (Jenn Chase), старший вице-президент и руководитель глобального маркетинга SAS.

До 25 июня все кейсы, дискуссии и ключевые выступления SAS Global Forum 2021 доступны в записи на сайте мероприятия.

Похожие статьи

Просоциальный мозг: почему нам необходимы связи и что происходит…

Вера Борисовна Никишина, доктор психологических наук, профессор, директор Института клинической психологии и социальной работы (ИКПСР), заведующий кафедрой клинической психологии ИКПСР Пироговского…

Секрет кефира: как пробиотики и метабиотики оздоравливают микробиоту. Объясняет…

Дмитрий Геннадьевич Карпенко, кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии Института клинической медицины Пироговского Университета Минздрава России.
РСА считает, что меры ЦБ сделают тарифы ОСАГО более справедливыми

РСА считает, что меры ЦБ сделают тарифы ОСАГО более…

Банк России внес изменения в тарифы ОСАГО и актуализировал значения территориального коэффициента (КТ).