Агрострахование должно учитывать природно-климатическую специфику регионов — НСА

Система агрострахования с господдержкой должна быть основана на природно-климатическом зонировании и учете особенностей возделывания культур в конкретных регионах. По сообщению пресс-слжубы НСА, такую позицию Национальный союз агростраховщиков представил на «круглом столе» «Направления совершенствования законодательства в области АПК России с учетом его территориальных и регионально-климатических особенностей», который провел 6 марта Комитет по аграрным вопросам Государственной думы РФ.

Темой «круглого стола» стали возможные изменения в Государственную программу развития сельского хозяйства до 2020 г., а также в Закон «О развитии сельского хозяйства», которые готовит Комитет по аграрным вопросам ГД РФ. «Нынешняя Государственная программа не в полной мере учитывает территориальные и регионально-климатические особенности», – заявил первый заместитель Комитета Кирилл Черкасов.

«Система агрострахования с господдержкой, введенная в 2012 году, страдает тем же самым недостатком, хотя в ней уже предусмотрен инструмент для учета региональных особенностей – План сельхозстрахования, содержащий дифференцированные ставки субсидирования для разных субъектов РФ, – комментирует президент НСА Корней Биждов. – Однако практика работы компаний НСА выявила, что региональная специфика должна быть также учтена на уровне определения опасных природных явлений и рекомендуемых агротехнологий.»

НСА на «круглом столе» осветил ряд проблем в агростраховании с господдержкой, связанных с недостаточным учетом местной специфики в системе.

Первая из них связана с перечнем опасных природных явлений (ОПЯ), которые подлежат страхованию с господдержкой. Перечень ОПЯ определен в профильном Законе №260-ФЗ, но он не в полной мере отражает особенность природно-климатических условий конкретного региона. В ряде регионов вероятность наступления определенных ОПЯ очень мала. С другой стороны, внесение всех возможных явлений в единый перечень может привести к резкому росту стоимости страхования. При исключении какого-либо из рисков орган АПК может оказать в субсидировании договора, как несоответствующего закону. НСА полагает, что если перейти в перспективе к перечням опасных природных явлений для каждого региона, с обязательным пересчетом ставок субсидирования, то возможна ситуация появления крайне «дорогих» для страхования областей.

Вторая проблема касается отсутствия нормативного документа, регламентирующего критерии ОПЯ с учетом природно-климатических особенностей. Одни и те же явления в разной степени влияют на снижение урожая в зависимости от вида культур, стадии развития и климатических условий. Например, атмосферная засуха, которая наносит значительный ущерб урожаю зерновых культур в период вегетации, не сильно влияет на снижение урожая после созревания. Сейчас вопрос о влиянии конкретного ОПЯ на посевы решается условиями страхового договора, что нередко приводит к негативным последствиям как для страховщиков и аграриев, так и для системы в целом. НСА считает, что необходимо проанализировать критерии ОПЯ, подлежащих страхованию с господдержкой, а для каждой природно-климатической зоны РФ и по каждой сельхозкультуре установить научно-обоснованные критерии ОПЯ, достижение которых может привести к утрате урожая.

Третий вопрос связан с соблюдением агротехнологий. При проверках соблюдения правил профессиональной деятельности членов НСА установлено, что около 70% случаев снижения размера страховой выплаты происходит по причине грубейших нарушений агротехнологий сельхозтоваропроизводителем. В то же время, как показывают сравнительные данные РАСХН об урожайности хозяйств за период до 1993 г. и в 1993–2003 гг., отказ от использования современных технологий само по себе приводит к резкому снижению урожайности на треть, что считается катастрофическим ущербом. Исключить учет этого фактора из страхования невозможно. Поэтому НСА предлагает, чтобы контроль за соблюдением агротехнологий осуществляли органы АПК субъектов и районирование сельхозкультур при этом было осуществлено в привязке не к субъектам РФ, а к природно-климатическим зонам.

«Соблюдение агротехнологий и использование их передовых форм существенно нивелирует влияние опасных природных явлений на снижение урожая, – комментирует президент НСА К. Биждов. – Если бы в этом вопросе был наведен порядок, систему страхования можно было бы максимально приблизить к пожеланиям аграриев без дополнительных расходов бюджета на субсидирование».

Справка об организации: 

Союз «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса – «Национальный союз агростраховщиков» (НСА) — создан в 2007 году при активной поддержке Министерства сельского хозяйства России, Министерства финансов России, Федеральной службы страхового надзора и Всероссийского союза страховщиков. Объединение обеспечило консолидацию компаний федерального и регионального уровня, заинтересованных в совершенствовании системы агрострахования, и стало центром развития современного страхования сельскохозяйственных рисков с государственной поддержкой, отвечающего интересам аграриев и страховщиков России. В состав Союза входят 24 страховые организации. Совокупный уставный капитал компаний, входящих в НСА, составляет около 70 млрд рублей, совокупные собственные средства – около 150 млрд рублей.

 

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…