• 12 октября, 2020

СберЗдоровье рассказал с какими запросами россияне обращались за помощью психологов в период пандемии

В начале периода самоизоляции наиболее популярными запросами были: тревога о своем здоровье и здоровье своих близких (необходимость посещать работу, возмущение несоблюдением масочного режима со стороны прочих граждан); страх неопределённости будущего (где брать продукты, чем платить за свет, если не будет работы и т.п.), ощущение утраты контроля над жизнью в текущих жизненных условиях, подавленность. Второе место по популярности занимали запросы, связанные с дискомфортом от невозможности выйти из дома, тревога от отсутствия единого плана лечения коронавирусной инфекции, первый раз себя проявившие или обострившиеся на фоне влияния стресса панические атаки.

После пребывания в условиях самоизоляции (апрель-май 2020г.) фокус запросов несколько сместился. На первое место пришли проблемы в супружеских взаимоотношениях, отношениях с детьми, родственниками, соседями, связанные с необходимостью длительное время находиться в замкнутом пространстве, а также рождающееся чувство вины от нарушения запрета на самоизоляцию в сложившихся семейных обстоятельствах. Появились обращения, связанные с переживанием горя по поводу тяжелого состояния или потери близкого. Продолжали набирать распространенность обращения людей с психопатологической симптоматикой (нарушения сна, фобии, навязчивости, депрессия).

На заключительном этапе самоизоляции, в июне 2020 года, перед снятием карантинных ограничений, характер запросов вновь изменился. Все больше появлялось «нецелевых» звонков. Люди обращались с накопившимися проблемами и с вопросами по выходу из самоизоляции: как восстановить график учебы, как сменить работу, как отучить ребенка от бесконтрольного использования гаджетов, что говорило о естественных процессах выхода населения из режима самоограничения и расширении горизонта планирования своей жизни.

Таким образом, динамика запросов при обращении на горячую линию психологической поддержки в период самоизоляции продемонстрировала хорошо известные механизмы реакции человека на стресс: тревога, беспокойство о реальных и гипотетических проблемах, утрата жизненного ресурса, повышение уровня психопатологической симптоматики. А также обнаружила и необходимые приспособительные реакции — ограничение сферы контактов и зон ответственности, смещение фокуса внимания на личные проблемы, принятие краткосрочных решений, ограниченных отсутствием ясных перспектив будущего. Горячая линия психологической помощи стала действенным и эффективным инструментом помощи людям в ситуации неопределенности и стресса, связанной с распространением коронавирусной инфекции.

Ольга Маркина, кандидат психологических наук, руководитель супервизорской поддержки горячей линии психологической помощи СберЗдоровье:

«В условиях сложившейся эпидемиологической ситуации с COVID-19 психоэмоциональное состояние населения вызывает всеобщую обеспокоенность. Психологическое консультирование и сопровождение, обеспеченное в разгар работы горячей линии, в этих обстоятельствах является действенным инструментом по предотвращению нарастания паники, апатии и соматизации психологических расстройств, и показало свою эффективность».

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…