- 10 июня, 2020
- 136
Сбербанк назвал самые пострадавшие от ограничений регионы
Экономика России в последние два месяца оказалась в крайне нестандартных условиях. На территории всей страны действовали ограничения, связанные с пандемией коронавируса, они существенно ограничили потребительские расходы.
Аналитики оценили динамику трат в разрезе регионов, а также проанализировали связь между жесткостью мер и падением спроса домохозяйств с 30 марта по 31 мая. Этот промежуток времени охватывает период максимально жестких мер и недели с частичным снятием ограничений.
Всего отраслевые ограничения затронули 24,4% занятых в стране. Наибольший уровень ограничений наблюдался в Москве (они коснулись 68,4% занятых в регионе), Московской (43%) и Мурманской областях (37,4%).
По сравнению с результатом по стране в целом масштабные меры, принятые в Москве, сыграли более весомую роль в падении трат в регионе: –14,2 п.п., или 43% совокупного снижения.
В среднем по стране лишь четверть падения расходов домохозяйств можно связать с запретами, действующими для конкретных отраслей. Львиная доля сокращения была связана с изменением потребительского поведения, а также краткосрочными проблемами в логистических цепочках. Это обусловило возможность постепенного восстановления экономики за прошедшие два месяца.
Средний еженедельный темп восстановления потребления по России в целом составил 0,9 п.п. в неделю, совокупный эффект к 31 мая составил 7,4 п.п. Темп восстановления оказался примерно одинаковым во всех федеральных округах.
Многие компании в период карантина перешли в сегмент онлайн. За счет продаж через интернет совокупные траты увеличились на 2,2 п.п. (пятая часть общего прироста). В совокупности факторы адаптации и онлайн-торговли объясняют 76% восстановления потребительских расходов в течение апреля и мая.
В Москве восстановление потребления происходило по иному сценарию: частичные послабления карантинных мер стали самым сильным драйвером роста (+6,3 п.п.). Фактор онлайн-продаж также оказался более значительным, чем по стране в целом: вклад составил +5,5 п.п. (почти 40% от совокупного изменения трат за апрель-май).
Падение потребительских расходов было крайне неравномерным по регионам. Самое значимое снижение трат на товары и услуги зафиксировано в Москве (–40% г/г в апреле) и Санкт-Петербурге (–35,4% г/г в апреле). Далее следуют Татарстан (–32,6% г/г), Тюменская область (–32,5% г/г) и Краснодарский край (–30,9% г/г). В наибольшей степени пострадали те субъекты, в которых сектор услуг играет значимую роль. Двойной удар пришелся по экономикам, где существенную часть спроса обеспечивали туристы. Под этот критерий попадают все аутсайдеры карантинного периода. При этом потери Москвы и Санкт-Петербурга были непропорционально больше, что в значительной степени связано как раз с жесткостью ограничений, действующих на территории этих городов. Наименее пострадавшие регионы — часто те, где вводимые меры были мягче (на востоке и на юге страны).
Даже если бы все ограничения были сняты сегодня, то совокупный объем трат на товары и услуги остался бы на 8% ниже, чем год назад. Если предположить, что темпы адаптации остались бы прежними, то экономике все равно потребовалось бы еще два месяца для возвращения к уровню 2019 года. SberIndex.ru — аналитический портал Сбербанка, на котором наглядно видно, как изменилась жизнь страны во время пандемии COVID-19. Сегодня на сайте представлено три ключевых индекса, сформированных на основе обезличенных данных: модель заболеваемости, индекс потребительской активности и изменение индекса активности. В новом разделе «Бизнес» представлено изменение объема ФОТ и изменение активности малого бизнеса. Также здесь собраны исследования лаборатории «СберДанные» и другие.
Лаборатория «СберДанные» — инициатива Сбербанка по обработке и анализу больших данных. На основе информации, получаемой из платежных систем и общедоступных источников, эксперты банка предоставляют количественные характеристики социально-экономических процессов, происходящих в стране на макро- и микроэкономическом уровнях. При анализе используются только агрегированные обезличенные данные. Идентифицировать по ним конкретных клиентов невозможно. Персональная информация и любая информация, составляющая коммерческую тайну, не раскрываются.