- 13 мая, 2020
- 146
Дачники умерили траты: какие товары и услуги остались в покупательской корзине в условиях карантина?
Лаборатория Сбербанка по анализу и обработке больших данных «СберДанные» провела еженедельное исследование, в котором изучила траты покупателей с 4 по 10 мая в сравнении с аналогичной неделей 2019 года. Аналитики Беру также проанализировали покупки клиентов маркетплейса.
По данным исследования, за прошлую неделю в плюсе оказалось восемь направлений расходов, тогда как неделей раньше их было десять. По-прежнему с большим отрывом растут «Универсальные магазины» (+70,9% год к году), ведь именно здесь россияне покупают все то, что сегодня не могут купить в обычных магазинах офлайн. Однако на прошлой неделе отрыв был еще больше (+86,6%). Очевидно, это было связано с подготовкой к дачному сезону. Об этом также может свидетельствовать небольшой рост трат в направлении «Контрактные услуги» (подрядчики, выполняющие строительные работы, поклейку обоев, сантехнические услуги, строительство заборов, помощь при переездах, замену домашних окон и т. п.). Здесь потребители увеличивают свои расходы вторую неделю подряд (+3,6% с 4 по 10 мая и +4,1% неделей раньше). Со дна спроса поднимаются товары для строительства и ремонта. На этой неделе они показали –13%, а всего полмесяца назад падение составляло 29%. То есть люди снова занялись ремонтом и привлекают к этому компании малого бизнеса.
Показавшие бурный рост с 27 апреля по 3 мая компьютеры и программное обеспечение (+79,6%) на прошлой неделе несколько «сдулись». Однако все равно они прилично прибавили относительно того же периода в прошлом году (+26,9%). Вероятно, накануне дачного сезона россияне обзаводились не только семенами и секаторами, но и электроникой. Это также подтверждают траты в категории «Телекоммуникационное оборудование» (электронные устройства, которые помогают соединить между собой различные системы передачи данных, роутеры, телефоны, факсы, сотовые телефоны и др.): на прошлой неделе они показали +10,1% к 2019 г. Продолжают оставаться в зеленой зоне и цифровые товары (электронные книги и фильмы, мобильные приложения и игры и т. п.) и бытовая техника и электроника. Расходы по ним находятся на уровнях +8,9% и +5% год к году. Иными словами, потребность в «зрелищах» россияне научились удовлетворять, находясь в самоизоляции и имея в распоряжении онлайн-каналы для оплаты.
С «хлебом» тоже вопросов нет: траты в продуктовых магазинах прибавили, хоть и скромно (+3,6%), а в магазинах винных рост замедлился (+12,3% против +22,8% неделей ранее).
Главные аутсайдеры остались прежними. Здесь едва ли изменится картина, пока действует режим самоизоляции. В двух категориях трат практически нет — это турагентства (–97,6%) и, соответственно, отели (–95,5%). Не многим лучше ситуация с авиабилетами (–88,8%), ювелирными изделиями (–83,9%) и салонами красоты (–82,3%). Траты в местном общественном транспорте сегодня тоже сократились на 76%, а в такси — на 51,6%.
Многие направления находятся в минусе, но, как полагают аналитики, эти траты просто перекочевали на интернет-площадки: одежда, обувь и аксессуары потеряли 74,3%, развлечения — 68%, кафе и рестораны — 66,7%, товары для красоты и здоровья — 47,5%, а цветы и подарки — 39,4%.
В то же время, как свидетельствуют аналитики Беру, на отдельные товары спрос растет, несмотря ни на что. Так, 4−10 мая на этом маркетплейсе россияне чаще всего заказывали товары для дома, красоты и детские товары.
Хозяйственность стояла во главе угла: среди товаров для дома потребители активно покупали бытовую химию (средний чек — 590 рублей), хозтовары (средний чек — 758 рублей) и кухонные принадлежности (средний чек — 965 рублей).
Из категории товаров для красоты наибольшее количество заказов пришлось на косметику, парфюмерию и уход (средний чек — 931 рубль), а также на средства и предметы гигиены (средний чек — 377 рублей).
Большим интересом пользовались товары для мам и малышей (средний чек — 1439 рублей), товары для хобби и творчества (средний чек — 763 рубля).
За неделю с 4 по 10 мая по сравнению с предыдущей сильнее всего вырос спрос на медицинские материалы. Покупки в категории увеличились на 62%. Заказов садовой техники стало больше на 39%. А рост покупок бассейнов и аксессуаров к ним на 31% недвусмысленно намекает: на даче россияне собираются не только полоть и копать, но и расслабляться, ведь до теплого моря этим летом доберутся немногие. Завершает тему «all inclusive» на отдельно взятой даче выросший на 30% спрос на безалкогольное пиво и вино.