- 23 апреля, 2020
- 159
Пасхальное оживление: что происходит с покупательским спросом при коронавирусе?
Лаборатория Сбербанка по анализу и обработке больших данных «СберДанные» провела очередное еженедельное исследование, посвященное потребительской активности россиян с 13 по 19 апреля в сравнении с аналогичной неделей 2019 года. Оно показало, что наши сограждане активизировали свои траты к Пасхе, которая в этом году пришлась на 19 апреля.
Яичко оказалось дорого к Христову дню: на прошлой неделе выросла активность покупателей в таком направлении расходов, как «Универсальные магазины», на 12,5% относительно аналогичного периода 2019 года. Рост, свидетельствуют аналитики, и говорит о покупках, связанных с самым крупным православным праздником. Однако именно эта статья трат стала единственной, которая не была связана с коронавирусом и изоляцией. В прошлом году Пасха была поздней — 28 апреля, а значит, траты пасхальной недели пришлось сопоставлять с тратами на стандартной апрельской неделе.
В остальном спросом «рулят» цифровые технологии и хлеб насущный. Россияне продолжают обустраивать «удаленные» офисы дома и на даче («Телекоммуникационное оборудование» — разного рода электронные устройства, роутеры, усилители сигнала wi-fi, оборудование, которое помогает соединить между собой различные системы передачи данных и пр. — прибавило больше всех, +44,2% г/г) и, вероятно, занимаются самообразованием и саморазвлечениями: онлайн-тренинги, видеоуроки, подкасты, аудио- и электронные книги, «удаленные» образовательные программы и т.п. — «Цифровые товары» сегодня продаются на 5,5% лучше, чем год назад.
Еда и спиртное — категория расходов, в которой потребители сегодня активны: на прошлой неделе многие готовились и праздновали Пасху и, вероятно, принялись готовиться к майским праздникам. Так, винные магазины прибавили 34,2% год к году, а продуктовые — 14,8%.
Зато в других направлениях в сравнении с тем же периодом прошлого года наблюдается «уверенное падение» (хоть оно и замедлилось относительно предшествующей недели с 6 по 12 апреля). В чем-то снижение спроса выглядит даже оптимистично. Например, лекарств и медицинских препаратов россияне покупали на 5,2% меньше, чем в 2019 году.
Экономия коснулась и братьев наших меньших: расходы на домашних животных сограждане сократили на 14,1% г/г. Еще больше россияне урезали траты на товары бытовой техники и электроники (−34,6% г/г), цветы и подарки (−50,3%), такси (−69%).
Самоизоляция по-прежнему ощутимо снизила нагрузку на местный транспорт, а заодно и расходы на него — на 69,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Покупки, которые люди совершают во времена коронавируса, очевидно, подсвечивают и важность тех или иных потребностей. Так, если спрос в направлении «Салоны красоты, массаж, SPA» упал по сравнению с 2019-м на 83% по вполне объективным и понятным причинам, то снижение расходов на товары для красоты и здоровья на 70,7% — это уже во многом сознательный выбор потребителя. И очевидно, что выбор этот не в пользу красоты. Впрочем, можно предположить, что, когда самоизоляцию отменят, в этой категории мы увидим завидный спрос.
Кафе и рестораны во многом спасает доставка на дом, но и здесь падение трат потребителя более чем ощутимо — на 71% по сравнению с прошлым годом. Развлечения навынос не дают (а те, что дают, вероятно, сегодня попадают в категорию «Цифровые товары»), так что здесь спрос снизился на 73,5% год к году.
В лидерах падения — по-прежнему ювелирные изделия (−88,4%) и одежда, обувь и аксессуары (−89,5%): редкие россияне не потеряли интерес к нарядам и украшениям, которые просто некуда носить.
Уже традиционно барахтаются на дне спроса (но все же не тонут) категории товаров и услуг, связанные с путешествиями и туризмом: отели (−87,7% г/г), авиабилеты (−89,2%) и турагентства (−95,6%).
Любопытно, что спрос на авиаперелеты едва-едва оживился по сравнению с прошлой неделей, когда падение составляло больше 90% (а точнее — 93,7%). Это может быть связано с тем, что авиакомпании, совершающие полеты по открытым направлениям, делают интересные для потребителя предложения. А людям сегодня очень нужна надежда на то, что «нормальная жизнь» — где-то совсем рядом, возможно — на расстоянии авиаперелета.