- 19 августа, 2019
- 144
Дефлятор и инфляция сравнялись
Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel* о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя.
После полупроцентного роста в июне во втором летнем месяце дефлятор также продолжил рост. По итогам июля индекс личной инфляции получил значение в 0,2%, как и показатель официальной инфляции, рассчитываемой Росстатом. Таким образом, накопленные с начала года значения двух индексов, как в предыдущем месяце, сохранили разрыв в 0,2 п.п.: дефлятор – 2,5% и инфляция – 2,7%.
«В предыдущие годы дефлятор в июле показывал куда более высокие значения, чем в году текущем. Виной тому становились растущие тарифы на услуги ЖКХ, – говорит президент исследовательского холдинга Ромир, доктор социологических наук Андрей Милехин. – В нынешнем году корректировка цен на жилищно-коммунальные услуги также повлияла на динамику дефлятора, однако сезонное снижение цен на продукты, и в частности на овощи и фрукты, смягчило рост личной инфляции».
Как видно из гистограммы 3, действительно, цены на услуги ЖКХ прибавили 1,9% в среднем по стране. Бензин подорожал меньше, чем в предыдущие два месяца – на 0,1%. А вот привычный набор товаров обошелся россиянам в июле на 1,9% дешевле, чем месяцем ранее. Таким образом, если бы не рост коммунальных платежей, то, вероятно, дефлятор в июле мог бы быть отрицательным.
Методика
В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.
Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин. *(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.
*** SKU (Stock Keeping Unit) – ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.