• 3 мая, 2018
  • 189

Экономить хватит, покупать!

При этом значительно сократилось число россиян, которые признаются в продолжающейся экономии по тем или иным статьям расходов. По-прежнему больше всего респондентов экономят на еде (17%), но этот показатель сократился более чем вдвое по сравнению с прошлым годом. Каждый восьмой (12%) заявил об экономии на путешествиях против 30% аналогичных ответов годом ранее. О продолжающейся экономии на других статьях расходов заявили менее чем по 10% россиян. Продолжают с осторожностью покупать новую одежду и обувь 9% респондентов, на развлечениях и деликатесах экономят по 6% опрошенных, на алкоголе и сигаретах – 5%, на ресторанах – 4%. По остальным возможным тратам доля экономящих снизилась до 1-3%. Таковым результаты покупательских стратегий россиян в предшествовавшем опросу году. То есть уже в 2017 году по сравнению с 2016-м потребительская ситуация значительно улучшилась. Можно говорить о том, что самые тяжелые времена для потребителей остались позади.

В марте текущего года исследовательский холдинг Ромир в ходе очередного всероссийского опроса* попросил россиян рассказать, на каких статьях расходов они экономили в течение последнего года. Аналогичные опросы проводились в 2016 и 2017 годах, а в 2015 году респондентам было предложено ответить на вопрос о планах на экономию. Таким образом, была получена картина того, как менялось потребительское поведение наших соотечественников в течение непростого экономического периода. 

Согласно полученным результатам, можно отметить две положительные новости. Во-первых, за год заметно увеличилась доля россиян, которые ни на чем не экономят. Если в 2016 году такой ответ давали 11% опрошенных, в 2017 году – 18%, то при нынешнем опросе об этом заявили 24% россиян. Чаще, чем в среднем по выборке такой ответ давали мужчины, нежели женщины, россияне 18-24 лет, респонденты с высоким доходом.

Таким образом, при увеличении числа не экономящих сократилась и доля тех, кто продолжает экономить – с 82% в прошлом году до 76% в текущем. При этом число россиян, которые признаются в продолжающейся экономии по тем или иным статьям расходов, значительно сократилось, а по некоторым – практически сошло на нет. 

Итак, в течение всех предыдущих аналогичных опросов наибольшая доля россиян признавалась в экономии на еде в целом. Вот и на данный момент этот показатель остается самым высоким по сравнению с другими статьями расходов. Однако если в прошлом году на еде экономили 39% россиян, то в этом году такой ответ дали только 17%. Чаще такой ответ звучал от женщин, россиян старше 60 лет и респондентов с низким доходом.

На второе место по объемам экономии, хотя и в значительно меньших масштабах, чем годом ранее, вышла такая статья как отдых и путешествия. Об экономии на такого рода тратах заявили 12% опрошенных, тогда как годом ранее аналогичный показатель равнялся 30% и даже превосходил уровень 2016 года в 21%.

О продолжающейся экономии на других статьях расходов заявили менее чем по 10% россиян. В частности, с 33% населения, которые с осторожностью позволяли себе покупку одежды и обуви в прошлом году, в нынешнем году подобной же стратегии продолжают придерживаться только 9% россиян. Если в прошлом году на деликатесах экономили 30% респондентов, то в этом году такой ответ дали только 6% участников исследования. На развлечениях экономят 6% опрошенных, хотя еще в прошлом году такой ответ указывали 30% россиян. На алкоголе и сигаретах продолжают экономить 5% россиян, тогда как в прошлом году доля таких ответов составляла 21%.

По ряду других расходов, об экономии на которых в прошлом году заявляли от 10 до 20% россиян, доля аналогичных ответов в текущем году снизилась до 1-4% или вообще оказалась равна нулю. Так, на сегодняшний день об экономии на ресторанах заявили 4% россиян при 20% аналогичных ответов годом ранее. На бытовых услугах продолжают экономить 3% наших соотечественников (13% в прошлом году). Об экономии на покупке различных гаджетов в рамках опроса заявили 2% респондентов (15% в прошлом году). По 1% россиян признаются в экономии на косметике, медицинских услугах, оплате транспорта и занятиях спортом. А вот об экономии на услугах мобильной связи не заявил ни один респондент.

Источник: Ромир, март 2018

Подводя итоги исследования, президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин поясняет: «Судя по всему, для большинства наших соотечественников трудные времена, связанные с тотальной экономией, остались позади. Цены стабилизировались, доходы начали потихоньку расти. Многие россияне наконец-то вздохнули в прошлом году с облегчением, т.к. долгосрочно жить в напряжении невозможно. Жизнь продолжается, хочется надеяться на лучшее. Судя же по оценкам 2017 года, полученным в том числе, и через характеристики покупательских настроений, можно говорить о том, что кризис отступил».

*Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет старше, проживающие в городах и сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России. 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 50 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Похожие статьи

«Ингосстрах» предотвратил около 900 попыток страхового мошенничества

«Ингосстрах» подвел итоги по противодействию страховому мошенничеству за первое полугодие 2025 года. Компания предотвратила около 900 попыток мошеннических действий, связанных с…

«АльфаСтрахование» помогла пресечь деятельность трех преступных групп – ущерб…

При содействии Службы экономической безопасности Северо-Западного регионального центра «АльфаСтрахование» правоохранительные органы раскрыли три организованные преступные группы. Мошенники с 2024 г. действовали…

«МАКС» застраховал по ОСОПО Тольяттинскую городскую клиническую больницу №5

СК «МАКС» обеспечит обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов (ОСОПО) для нужд ГБУЗ Самарской области «Тольяттинская городская клиническая больница…