• 15 сентября, 2021
  • 117

Панельная сессия «Технологическое лидерство как ключевой вектор развития ТЭК»

Модератором сессии выступил руководитель Центра компетенций технологического развития ТЭК ФГБУ «Российское энергетическое агентство Минэнерго России» Олег Жданеев.

Панельная сессия состоялась при участии заместителя министра энергетики Российской Федерации, руководителя цифровой трансформации Павла Сорокина, директора по технологическому развитию ПАО «Газпром нефть», генерального директора ООО «Газпромнефть НТЦ» Алексея Вашкевича, врио руководителя Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) Евгения Петрова, первый вице-министр энергетики Республики Казахстан Мурат Журебеков, начальника Управления проектирования разработки зарубежных месторождений ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» Дмитрия Антонова.

Заместитель министра энергетики Российской Федерации, руководитель цифровой трансформации Павел Сорокин рассказал об изменении приоритетных направлений в отрасли ТЭК: «Те решения, которые мы будем принимать сегодня с точки зрения технологического развития и перспективных технологий будут играть роль в ближайшее 10-летие. Соответственно, мы понимаем, что многие технологии, о которых сейчас мы будем говорить, находятся на достаточно раннем этапе развития и требуют доработки. Только 5-7 лет уйдет на апробирование, доработки и внедрение технологий, что еще больше усложняет процесс выбора. Еще один фактор – это естественно деньги и финансирование, про это тоже нельзя забывать. […] Мы должны очень аккуратно выбирать те приоритеты и направления, на которых концентрируемся. Это значит должны быть перспективные направления с потенциальным рынком, с достаточным заказом внутри нашей отрасли, чтобы обеспечивать хотя бы 20-30% перспективного спроса на отечественные технологии. Наши предприятия, которые будут этим заниматься, или те НИОКРы, которые фондирует и спонсирует государство, должны быть окупаемы. То есть, здесь право на ошибку, конечно, есть, но в очень ограниченном контексте. Поэтому, отвечая на вопрос, как изменились приоритеты и направления, в которых мы движемся, то здесь, наверное, не стоит говорить про кардинальные сдвиги, потому что основные тренды достаточно инерционные и меняются постепенно. Но за эти года, ковидный и постковидный, у нас очень сильно усилилась тема энергетического перехода. Тема была всегда [на повестке], последние 15 лет она достаточно активно влияет на развитие топливно-энергетического комплекса. Но сейчас те инструменты, которые апробировались и готовились, кристаллизовались в новое понимание, в каком мире нам предстоит жить». 

О мерах поддержки технологических приоритетов проинформировал врио руководителя Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) Евгений Петров: «Вопросы углеродной нейтральности больше затрагивают твердые полезные ископаемые […] Это сильно ударяет по угольной промышленности, по всем добычным предприятиям, которые занимаются рудными объектами. Они действительно уходят в минус, и, прежде всего, будут страдать помимо крупных предприятий и крупных холдингов, геологоразведка и те предприятия, которые развивают технологии для инвестирования в геологоразведку. Будет колоссальный удар по нашей отрасли. Если сделать именно акцент на углеродной нейтральности и разложить весь жизненный цикл месторождения, мы будем брать и поиск, и разведку, добычу и переработку, то, конечно, мы делаем акцент на новый термин, который уже активно задействован в обиходе – это именно технологический переход как неотъемлемая часть энергетического перехода. […] У нас, конечно, есть колоссальный разрыв между нашими желаниями и нашими возможностями, но, тем не менее, кропотливый труд и движение вперед нам позволят найти те оптимальные решения, которые оставят на плаву добычные предприятия и ту социальную нагрузку, которую они несут, чтобы сохранить этот бизнес и позволить ему дальше развиваться. Ключевой вопрос здесь – новые технологии. Они будут давать возможности к воспроизводству минеральной силовой базы, к развитию обеспеченности природными ресурсами для энергоперехода». 

«Сегодня одним из актуальных и важных вопросов развития ТЭК Республики Казахстан является развитие нефтегазохимии. Мы знаем, что нефтегазохимия есть и пока остается относительно высоко маржинальным бизнесом: на одно рабочее место в нефтегазохимии приходится порядка 5-7 рабочих мест в смежных отраслях, и это не может не стимулировать нас. Плюс ко всему в глобальном контексте сегодня порядка 1% мирового ВВП приходится на нефтегазохимию и по оценкам международных экспертов, к 2030 году эта доля возрастет до 7%. Все это стимулирует нас к развитию данного направления, поскольку у нас в стране достаточно большие объемы попутного газа, и сегодня этот газ не в полной мере используется. Он больше используется для утилизации и обратной закачки, а остальное продается в виде сырья, в то время как наступил момент продавать его как продукт», – отметил актуальные вопросы развития ТЭК в Республике Казахстан первый вице-министр энергетики Республики Казахстан Мурат Журебеков.

«Пандемия стала для нас вынужденной необходимостью научиться работать в распределенном удаленном режиме. Сам факт, что мы прошли, как я считаю, достаточно успешно этот период, и научились работать на расстоянии ­­- очень большой навык для нас. Потому что любая компания, которая работает в рамках новых технологий, перестала иметь границы», – добавил о работе компании в период пандемии коронавирусной инфекции директор по технологическому развитию ПАО «Газпром нефть», генеральный директор ООО «Газпромнефть НТЦ» Алексей Вашкевич.

Похожие статьи

НСА: в Приморском крае, где паводок подтопил поля, застраховано…

«В Приморском крае, где паводок подтопил поля, по предварительным данным застраховано не менее 78 тыс. га посевов. Национальный союз агростраховщиков следит…
Хет-трик Кредитной СберКарты

Хет-трик Кредитной СберКарты

Кредитная СберКарта удостоена премии Frank Credit Cards Award 2024 сразу в трёх номинациях: «Лучшая кредитная карта», «Самые удобные условия кредитной карты…

В Сбере рассказали, как упростить процедуру банкротства

Евгений Акимов, начальник Управления принудительного взыскания и банкротства Сбербанка, предложил упростить процедуры банкротства.