- 29 июля, 2021
- 145
Общественная дискуссия в Минфине
Проблемы источников компенсации ущерба, причиненного окружающей среде, в нашей стране становятся все более значимыми. Только в 2020 году Росприроднадзор как главный представитель государственных и общественных интересов в охране окружающей среды произвел 632 расчета сумм ко взысканию по фактам загрязнения почвы и водяных бассейнов на общую сумму 234,7 млрд руб., из которых в добровольном порядке причинителями вреда — промышленными предприятиями было компенсировано лишь 0,01%. Сумма компенсаций, присужденных ко взысканию после аварии на предприятии «Норильского никеля», составила более 146,0 млрд рублей. Острота ситуации и поручения Президента страны, высказанные в послании Федеральному собранию 21 апреля, заставляют вернуться к обсуждению условий обязательного экологического страхования.
Дискуссия с участием экспертов, профессионалов страхового рынка, государственных органов была организована Министерством финансов, в ней приняли участие научный руководитель МЦУР профессор К.Е.Турбина и научный консультант Центра профессор И.Ю.Юргенс.
В презентации К.Е.Турбиной подчеркивалось, что экологическое страхование, обеспечивающее источники компенсации ущерба причиненного окружающей среде, является важным элементом управления рисками в концепции устойчивого развития и реализацией принципов ESG. Использование обязательной формы для предприятий с повышенными рисками делает такую компенсацию независимой от финансового состояния причинителя вреда и фактического наличия денежных средств. Сложности с тарификацией такого страхования не должны быть непреодолимым препятствием, поскольку страховой рынок имеет достаточный опыт заключения договоров в добровольной форме на основании экологической экспертизы, при этом с учетом ограниченного числа участников нет необходимости в государственном регулировании страховых тарифов. Страхователям должно быть предоставлено право использовать любые формы страхования (как коммерческое, так и взаимное) с учетом масштаба и характера деятельности.
Росприроднадзор в лице руководителя службы С.Г.Родионовой четко указал, что в настоящее время совершенствуются методики оценки причиненного вреда почве, водам, воздуху, биоразнообразию, жизни и здоровью людей, и использование судебных механизмов для взыскания сумм вреда будет продолжено в еще более широком масштабе.
Представители страхового сообщества, органов государственного надзора и регулирования страхового рынка также поддержали расширение практики применения экологического страхования при обеспечении финансовой устойчивости страховых операций независимо от коммерческого или взаимного подхода к заключению договоров страхования, необходимость вовлечения российского и зарубежного перестрахования, устранения налоговых ограничений для уплаты страховых премий и страховых выплат потерпевшим.
И.Ю.Юргенс еще раз обратил внимание на приоритеты государственной политики устойчивого развития, в которой компенсаторные механизмы защиты окружающей среды призваны играть важную роль в устойчивом управлении развитием российских лидеров рынка, в то же время подчеркнув необходимость учета реальных возможностей предприятий опасного производственного цикла по уплате страховых премий и нахождения оптимального соотношения между стоимостью страхования и размером и содержанием такого страхования.
Эксперт Ассоциации взаимного страхования И.Н.Жук также поддержал идеологию взвешенного подхода к возложению бремени уплаты страховых премий на российских лидеров промышленного производства, подчеркнув эффективность использования взаимного страхования для достижения целей устойчивого управления рисками.
По мнению экспертов, можно ожидать продолжения дискуссии и появления дополнений федерального закона №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» экологической секции с установлением специальной обязанности заключать договоры обязательного экологического страхования для предприятий 1 и 2 класса опасностей.