Инновационный детский центр по безопасности дорожного движения открылся в Калужской области

Госавтоинспекция МВД России, Российский союз автостраховщиков и экспертный центр «Движение без опасности» объявляют старт новой программы «Лаборатория безопасности»в рамках программы создания центров по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Десятый центр 16 июня открылся в Калужской области. Программа реализуется в рамках выполнения абзаца второго подпункта «о» пункта 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 апреля 2016 года № Пр-637ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 14 марта 2016 года. 

Проблематика

С 2005 года снижение числа ДТП с участием детей до 16 лет составило почти 25%. Однако, если смотреть на абсолютные цифры, количество аварий продолжает оставаться крайне высоким. В 2016 году произошло 19 269 ДТП с детьми, где погибло 710 детей и было ранено 20 621. На каждую тысячу жителей, моложе трудоспособного возраста (0-15 лет), приходится 0,8 ДТП..

Универсальная программа, призванная сократить
число ДТП с детьми

Для снижения числа аварий с участием детей, предотвращения ключевых
факторов риска в области детской безопасности на дорогах и формирования
культуры поведения была создана программа «Лаборатория безопасности»,
которая предусматривает полное вовлечение детей в процесс осознания опасностей на дороге, воспитание личности, соблюдающей ПДД и владеющей культурой поведения в транспортной среде. В каждом регионе, где будет открыт центр, планируется обучение не менее 4000 детей за два года.

В программе обучения выделено несколько блоков: для детей, передвигающихся со взрослыми, для самостоятельных детей-пешеходов и для будущих водителей. Отдельно предусмотрены модули, в рамках которых обучаются педагоги и родители.Блоки сформированы исходя из разной проблематики этих категорий, от которой зависит смысловая нагрузка и подача материала.Уникальность методологии заключается в доступной подаче информации, широком охвате аудитории и мобильности программы.За основу методологии взята статистическая информация, с помощью которой были выявлены основные проблематики каждой аудитории и поделены как по возрастным особенностям, так и по тематическим направлениям.

Таким образом, после передачи оборудования, методологических материалов, раздаточной продукции образовательным организациям субъекта и подготовкипедагогического состава региональные центры получают возможность самостоятельного обучения детей и родителей по разработанным программам. Организаторы программы на протяжении двух лет будут вести поддержку проекта в регионе не только удаленно, но и выезжая на места при необходимости.

В разработке методологии приняли участие эксперты в области безопасности дорожного движения, медицины, психологии и педагогики, а именно: представители Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России, Московского педагогического государственного университета, Московского государственного психолого-педагогического университета, Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова Минздрава России и Московского финансово-юридического института.

Дети, передвигающиеся со взрослыми

Это дети возрастом 5-8 лет – самая младшая аудитория, основное передвижение которой происходит только с сопровождающим человеком. Поэтому авторы методологии включили в модуль не только основы самостоятельного принятия решения на дороге, но и оценку решений сопровождающего. Таким образом, ребенок уже в этом возрасте может сделать замечания родителям в случае нарушения ими правил дорожного движения – перехода на красный сигнал светофора или не по пешеходному переходу. 

Для этой группы разработано 4 направления:

·       Двухколесный транспорт(выбор безопасных мест для катания,
правильная экипировка, оснащение велосипедов, коммуникация
с другими участниками дорожного движения);

·       Пешеходы(проработка типовых ситуаций с использованием игровых инструментов, которые позволяют ребенку выработать стратегию поведения);

·       Пассажиры (что такое безопасное место в автомобиле, как правильно пользоваться средствами пассивной безопасности, что такое отвлечение внимания, как ожидать маршрутный транспорт, как входить в
автобус и выходить из него);

·       Первая помощь (как правильно сообщить об опасной ситуации
сотруднику МЧС, какие действия предпринять для самозащиты).

Самостоятельные дети-пешеходы

Для детей возрастом 9-13 лет самая главная проблема – это отвлечение внимания, невозможность фокусирования на ситуации в целом. Поэтому основная задачаработы с этой группой детей: научить их осознаватьпоследовательность возникновения опасных ситуаций и действовать в соответствии с их появлением.

Для этой группы также разработано 4 направления:

·       Двухколесный транспорт (взаимодействие с пешеходами и автомобилистами, средства защиты);

·       Пешеходы(как выбрать место для перехода дороги, на какие особенности перехода обратить внимание, физика процесса движения автомобиля);

·       Пассажиры (более детальная проработка информации о правильном пользовании средствами пассивной безопасности);

·       Первая помощь (оценка опасности угрозы пострадавшему, как слушать дыхание, мерить пульс, элементарные навыки помощи пострадавшему).

Будущие водители

Дети от 14 лет и старше существенно отличаются от предыдущих двух групп. Водители двухколесного транспорта этой категории становятся полноценными участниками дорожного движения и могут двигатьсятолько по проезжей части, соблюдая правила дорожного движения.

Для этой группы разработано 5 направлений:

·       Двухколесный транспорт (движение только по проезжей части, ПДД, особое внимание на поведение водителей, оснащение велосипеда, защита);

·       Пешеходы(более углубленное изучение правил и их практическое применение);

·       Пассажиры (правильное использование ремней безопасности и учет особенностей все еще детского организма);

·       Водители(курс подготовки к автошколе: основы разумного
и защитного управления транспортным средством);

·       Первая помощь (практические основы первой доврачебной помощи).

Родители

При проведении занятий в группах младших и средних возрастов предусмотрено участие родителей, которые могут быть задействованы в некоторых упражнениях с детьми. Ребенок безусловно обращает внимание на авторитет родителей, чье мнение является ключевым при принятии решения, и эта особенность была учтена при разработке программ.

Педагоги

Подготовка кадрового состава для тренингов организуется на базе региональных центров дополнительного образования и проводится аттестованными тренерами – экспертами по защитному вождению, что позволяет детально проработать методику проведения мероприятий с детьми.

Автомобиль «Лаборатория безопасности»

Для визуализации и мобилизации тем, разобранных в модулях тренинга, используется передвижная «Лаборатория безопасности». Это автомобиль, который позволяет выезжать в отдаленные места региона в полном составе преподавателей и привозить с собой все необходимое оборудование для проведения занятий по разработанной методике. Внутри автомобиля – велосипеды, самокаты, конусы, демонстрационные стенды, столы-макеты, элементы улично-дорожной сети, а также модель автобусной остановки и модель автобуса.

Все это оборудование предназначено для моделирования дорожных ситуаций и обучению моделям поведения на дороге в условиях, максимально приближенных к реальным.

Сам автомобиль «Лаборатория безопасности» также является элементом тренинга: с его помощью отрабатывается упражнение, демонстрирующее зависимость тормозного пути от скорости транспортного средства. Также на базе автомобиля демонстрируется применение детских удерживающих устройств: установка и крепление автокресла, правильная фиксация ребенка в нем, работа с отвлечением внимания и т.д.

Организаторами программы была выбрана модель микроавтобуса, которой может управлять водитель с категорией прав «B» для оптимизации расходов регионального центра на персонал.


 

География проекта

За два года реализации программы планируется участие в общей сложности
тридцати регионов. Первыми десятью субъектами стали:

·       Тульская область;

·       Костромская область;

·       Тамбовская область;

·       Смоленская область;

·       Владимирская область;

·       Калужская область;

·       Ярославская область;

·       Республика Хакасия;

·       Воронежская область;

·       Ленинградская область.

 

Признание научного сообщества

Татьяна Кочетова, кандидат психологических наук: «Характер, структура и содержание методических материалов для проведения информационно-просветительских мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма соответствует требованиям, предъявляемым современными общественными запросами, а их реализация позволит обеспечить достижение заявленных результатов».

Андрей Свистунов, доктор медицинских наук: «Модуль «первая помощь» методики по 3-м возрастным категориям полностью соответствует современному законодательству и разработаны с учетом специфики детской психологии и возраста, что позволит при его реализации успешно сформировать у детей навыки оказания первой помощи пострадавшим и выработать правильные алгоритмы и стереотипы поведения в случае экстренной ситуации».

Наталья Кузнецова, кандидат психологических наук, начальник отдела научного обеспечения профилактических мероприятий и деятельности по формированию правосознания участников дорожного движения ФКУ НИЦ БДД МВД России: «Считаем представленную методику подготовленной на высоком методическом уровне, учитывающую возрастные и психологические особенности целевой аудитории, на которую направлено просветительское воздействие».

Владимир Кабанов, кандидат педагогических наук, доцент по специальности гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право: «Методическое обеспечение программы представлено содержательными сценариями занятий,что позволяет реализовать данную образовательную программу на высоком уровне».

Владислав Фролов, преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского Финансово-юридического университета: «Методика полностью соответствует российскому законодательству в области безопасности дорожного движения, разработана с учетом специфики детской психологии и восприятия новых знаний, что позволит при реализации указанной программы сформировать у детей юридические знания по Правилам Дорожного Движения и выработать навыки безопасного поведения на дорогах».

Похожие статьи

Алексей Шелюбский назначен начальником управления перестрахования АО «СК ГАЙДЕ»

Алексей Шелюбский назначен начальником управления перестрахования АО «СК ГАЙДЕ»

Алексей будет осуществлять общее руководство управлением перестрахования, отвечать за усиление перестраховочной защиты СК «Гайде», развитие входящего перестраховочного портфеля компании, повышение эффективности…

Пострадавшие пассажиры автобуса, попавшего в ДТП в Якутии, имеют…

«Пострадавшие пассажиры автобуса, попавшего в ДТП в Якутии, имеют право на страховые выплаты в соответствии с законом об обязательном страховании гражданской…

Благодарность Министерства финансов РФ — сотрудникам «Росгосстраха»

За оказание содействия Министерству финансов РФ при осуществлении его функций по реализации государственной политики в сфере страховой деятельности приказом № 1001…