• 27 ноября, 2013
  • 147

Риск риску рознь

Условия труда в стране за год ухудшились, считает секретарь Федерации независимых профсоюзов России, главный технический инспектор ФНПР Виталий Трумель.

Сегодня уже более тридцати процентов рабочих мест не соответствуют санитарным нормам и не отвечают требованиям безопасности труда – пояснил он.- Это официальные данные Росстата. А независимые эксперты считают, что говорить надо о 60 с лишним процентах.

– Почему так?
– У нас в стране сегодня производственных фондов где-то на сто триллионов рублей. Из них процентов 20-30 более-менее соответствуют требованиям гигиены и охраны труда, а остальным нужна безотлагательная модернизация. Если этого не делать, причем быстро, то нам и дальше придется фиксировать лишь ухудшение.
Модернизация – это грандиозная работа, она требует огромных вложений и государственного, и частного капитала, но темпы, которыми она ведется, пока оставляют желать лучшего. И это при том, что работодатели за счет собственных средств обеспечивают около 70 процентов вложений. Тому есть много причин. В частности, для реконструкции и модернизации производства нужны длинные деньги, а долгосрочные кредиты банки дают крайне неохотно и под немилосердные проценты. Государство скупится на налоговые льготы, которые могли бы стимулировать предпринимателей вкладывать деньги в обновление. Во всем мире именно конкуренция, стремление быть лучшим и, следовательно, востребованным вынуждает бизнес совершенствовать производство. У нас же в стране конкуренция слабая, в некоторых отраслях ее практически нет, так что о модернизации нередко задумываются в последнюю очередь…

– Что делать?
– Попытки изменить  ситуацию предпринимаются. Одно из направлений здесь – изменение профессиональной пенсионной системы. Сегодня государство платит работникам за вредные условия труда; человек, отработав 10-15 лет во вредных условиях, досрочно становится пенсионером на основании Списка №1 или Списка №2, и все издержки этого несет государство. Предлагается перейти на страховые принципы. То есть издержки в таком случае за плохие условия труда нес бы работодатель. Ему планируется устанавливать определенный процент страховых отчислений в зависимости от класса условий труда.
Идея интересная, но, полагаю, правильнее было бы процент отчислений устанавливать в зависимости от оценки риска как такового, складывающегося на конкретном предприятии. Потому что на двух подобных предприятиях, выпускающих одинаковые изделия, условия труда, фактическая степень риска для здоровья может быть разной.

– То есть фактически это экономическая мера побуждения к модернизации…
– Именно так. Или совершенствуй условия труда – или плати более высокий страховой процент. Мы как Федерация независимых профсоюзов России в принципе поддерживаем применение такого механизма. Но его работа должна быть понятной и прозрачной; половинчатые решения недопустимы. Предприниматель умеет хорошо считать; если ему будет выгоднее платить взносы, то зачем, учитывая нашу слабенькую конкуренцию, тратиться на совершенствование производство?
Могла бы лучше работать и нынешняя российская система страхования от несчастных случаев и профзаболеваний. Да, есть поощрительная система скидок и надбавок к страховым тарифам, и это само по себе хорошо, но они весьма незначительны, к тому же при их определении учитываются средние данные по виду экономической деятельности. Здесь тоже полезен бы был более гибкий страховой тариф, основанный на результатах оценки степени риска именно на каждом конкретном предприятии. Вот это было бы стимулирование каждого предпринимателя!

– Какая сегодня главная системная проблема охраны труда? Где самая «болевая точка»?
– Мы почти не развиваемся, в отличие от Запада, где уже давно изменена сама доктрина охраны труда. Наша доктрина основана на пороговых значениях ПДК и ПДУ (предельно допустимые концентрации и предельно допустимые уровни вредных факторов рабочей среды). Наше законодательство «заточено» именно на эти практически недостижимые показатели. На Западе же общество, работодатели, профсоюзы договорились, разработали доктрину приемлемого риска и реализуют ее, снижая ПДК и ПДУ до достижения приемлемых сегодня уровней безопасности; достигли – хорошо, ставим новую задачу и двигаемся дальше. То есть они, в отличие от нас, движутся как бы сверху вниз, и это у них неплохо получается. Кстати, у нас гигиенисты уже давно разрабатывают оценочные показатели, построенные на европейском принципе определения достижимого уровня. А вот в подходах к охране труда мы застряли где-то в 50-60 годах.

– Но средства индивидуальной защиты (СИЗ) работников у нас вроде бы уже современные…
– Да, вполне современные. Рынок СИЗ в стране, кстати, неплохой; на нем работает немало российских производителей. Есть очень качественные изделия, есть совсем простые. К сожалению, нередко  встречаются и контрафакт, и подделки. Но тут уже претензии должны быть к государству; сами добросовестные участники рынка эту заразу победить не могут.
Работодатели же стоят перед выбором: за одни и те же деньги можно купить недешевые и качественные изделия – но мало; можно очень дешевые – но много. Конкуренция у нас в отраслях, как я уже говорил, слабая. Поэтому нередко работодатель руководствуется принципом «дешево и сердито», а то и просто приобретает копеечные подделки. Тут все по своим местам должна бы расставить конкуренция – будем надеяться, что она у нас появится все же; хорошо защищенный хороший работник выпустит продукции заведомо больше и лучшего качества – и наоборот.
Вот в расчете на думающих, перспективно мыслящих предпринимателей на рынке и появляется с каждым годом все больше качественных и достойных образцов  средств индивидуальной защиты. Это хорошо, кстати, заметно на ежегодной декабрьской Международной специализированной выставке «Безопасность и охрана труда»; ее организуют Ассоциация «СИЗ» и Минтруда под патронатом ТПП РФ В этом году выставка проходит уже в семнадцатый раз. Наши разработки ничуть не хуже, а по некоторым параметрам и лучше зарубежных аналогов. Об этом свидетельствует и то, что российские производители вполне достойно представляют себя на подобной выставке и  в Дюссельдорфе, считающейся в мире главной в этой области. Так что нашим предпринимателям нет оснований жаловаться на недостаток интересных предложений.

Пресс-служба ТПП РФ.

Похожие статьи

«Росгосстрах» и «Автокод» выяснили, сколько россияне тратят на такси

Такси остается одним из самых популярных способов передвижения у россиян, занимая третье место после личных автомобилей и метро, выяснили страховая компания…

Семейные программы «Росгосстрах Жизнь» стали лучшими по версии экспертов…

По мнению экспертного совета XV юбилейной премии «Выбор потребителей», программы «Забота о семье» и «Забота о будущем» от СК «Росгосстрах Жизнь»…

Пледы, коты, кофе — россияне рассказали про самые эффективные…

Россияне назвали домашний уют, котов и ароматные напитки главными лекарствами от осенней хандры, показал опрос, проведенный Аналитическим центром «АльфаСтрахование».