• 30 ноября, 2020
  • 109

В Госдуму внесен законопроект, направленный на снижение объемов подозрительных операций и уменьшение нагрузки на малый и микробизнес

Законопроект разработан в целях оптимизации подходов к применению кредитными организациями мер, направленных на противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также в целях защиты интересов добросовестных клиентов кредитных организаций.

Как отметил Анатолий Аксаков, предлагаемые изменения законодательства направлены прежде всего на уменьшение нагрузки на добросовестных предпринимателей, в первую очередь на малый и микробизнес, за счет снижения превентивных ограничительных мер со стороны кредитных организаций, сокращения расходов бизнеса на взаимодействие с банками и количества дублирующих запросов одной и той же информации от разных кредитных организаций.

Законопроект также преследует цель повышения эффективности работы противолегализационных систем кредитных организаций и снижения объемов подозрительных операций в целом, добавил Анатолий Аксаков.

В Банке России накоплен большой опыт в выявлении и квалификации подозрительных операций на разных звеньях платежных цепочек, при этом используемый инструментарий позволяет осуществлять мониторинг всего банковского сектора. Сегодня с использованием современных технологий обработки больших массивов информации и с учетом наличия в банках современных IT-систем регулятор может оперативно информировать кредитные организации о комплаенс-рисках в операциях клиентов.

По словам Анатолия Аксакова, предлагается создание на базе Банка России централизованного информационного сервиса Платформа ЗСК (знай своего клиента), через который банки в онлайн-режиме смогут получать информацию об уровне риска по клиентам и их контрагентам и использовать ее при реализации процедур ПОД/ФТ.

Предлагается установить, что критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к группам риска вовлеченности в проведение подозрительных операций определяются совместно Банком России и Росфинмониторингом и публикуются на официальном сайте Банка России в Интернете.

Согласно положениям законопроекта, клиенты будут подразделяться на категории – высокий риск, средний риск, низкий риск. При этом для клиентов с низким и средним риском предполагается минимальный набор антиотмывочных инструментов, предусмотренных противолегализационным законодательством.

На законодательном уровне предлагается зафиксировать следующий алгоритм работы с клиентом в зависимости от уровня его риска (зеленый, желтый, красный):

– В отношении лиц с зелёным уровнем риска не применяются меры в виде отказа в открытии банковского счета, а также не допускается отказ в проведении операций по переводу денежных средств иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые также отнесены к зеленому уровню риска, на их счета (вклады, депозиты), открытые в банках на территории Российской Федерации. Исключение составляют только вызывающие подозрения в отмывании доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма (ОД/ФТ) операции по списанию денежных средств в пользу физических лиц, снятие наличных денежных средств, перечисление денежных средств на счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации, переводы денежных средств иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые отнесены к желтому уровню риска.

– В отношении лиц с желтым уровнем риска сохраняется возможность при наличии подозрений в ОД/ФТ отказать в открытии банковского счета и в проведении операций.

– В отношении лиц с красным уровнем риска устанавливается запрет на открытие новых банковских счетов, запрет на проведение любых операций (как собственных, так и в их адрес), запрет или прекращение доступа к услугам по переводу денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России (СБП), а также запрет использования электронного средства платежа.

Как отметил Анатолий Аксаков, с учетом устанавливаемых ограничений в отношении лиц с красным уровнем риска, в законопроекте отдельно выделен вопрос обеспечения их правом на защиту.

Похожие статьи

НСА: в пострадавшей от заморозков Волгоградской области введен режим…

По данным НСА, Волгоградская область располагает одним из наиболее крупных в России массивов площадей озимого сева, обеспеченных защитой по программе страхования…

ВСК застраховала автопарк РГБУ «Производственно-техническое управление главы и правительства…

Карачаево-Черкесский филиал Страхового Дома ВСК защитил полисами ОСАГО автопарк Республиканского государственного бюджетного учреждения «Производственно-техническое управление главы и правительства Карачаево-Черкесской республики».

Количество консультаций по поллинозу в 2024 году выросло в…

Эксперты группы компаний BestDoctor проанализировали количество обращений за онлайн-консультациями с вопросами по профилактике и лечению сезонного аллергического риноконъюнктивита (поллиноза) за март-апрель…