• 30 ноября, 2020
  • 135

Актуальные проблемы российского здравоохранения в оценках пациентов и пациентских НКО

Оценка изменений в сфере здравоохранения в 2020 году была дана в ходе ХI Всероссийского конгресса пациентов. Всероссийский союз пациентов при поддержке Центра гуманитарных технологий и исследований «Социальная Механика» презентовал исследование «Актуальные проблемы российского здравоохранения в оценках пациентов и пациентских НКО».

Исследование было основано на мнении 1300 пациентов из 85 регионов страны, 24 общероссийских и 95 региональных НКО.

На фоне усиления глобальной пандемии общая оценка изменений в российской сфере здравоохранения в 2020 году ожидаемо оказалось негативной.

Доля опрошенных, убежденных в ухудшении ситуации в здравоохранении, оказалась в 3 раза больше числа тех, кто указал на отсутствие каких-либо изменений, и в 9 раз выше относительного числа оценивших перемены положительно. Наиболее негативно оценивают пациенты изменения, которые произошли за три квартала 2020 года в работе поликлиник, в работе скорой, экстренной и неотложной помощи, в доступности стационаров.

Ситуация пандемии стала дополнительным объективным обстоятельством повышения значимости электронных сервисов для получения медицинских услуг. Не пользовались электронными сервисами в сфере здравоохранения за последний год только 23,4% опрошенных. Правда единственной действительно распространенной онлайн-услугой является запись к врачу онлайн. При этом она в новых условиях стала очень востребованной –63,3% пациентов ей пользовались в 2020 году.

Наименее негативно и с элементами позитива оценивают граждан состояние дел в сфере медико-социальной экспертизы. Здесь за время пандемии наметились определенные улучшения, был введен в действие особый порядок освидетельствования на инвалидность, предполагающий заочное прохождение комиссии, был продлен срок действующих статусов инвалида. Что ситуация в сфере МСЭ стала лучше полагают 8,1% от общего числа опрошенных (это самая высокая оценка, если сравнивать с оценками других сфер здравоохранения) и 26,6% от числа ответивших на вопрос содержательно (т.е. имевших опыт прохождения МСЭ в эти полгода).

Существенная часть пациентских НКО активизировала свою работу, заметен рост востребованность услуг НКО у граждан. Почти половина пациентских НКО (47%) отметили рост собственной активности на фоне пандемии, снизилась активность у 27% опрошенных общественных организаций. Большинство НКО указали на увеличение числа обращений граждан за последние полгода (66,4%). Снижение числа обращений отметили 7,6% опрошенных НКО.

Пандемия и карантинные меры повлекли за собой серьезную перестройку методов и технологий деятельности пациентских организаций. Изменения касаются, в первую очередь, перехода с очных на онлайн-мероприятия. Появление новых форм работы отмечают 63% опрошенных организаций. Исчезновение некоторых форм работы произошло в каждой второй НКО (52%).

«Часть пациентских организаций сочла, что пандемия COVID-19 приостановила тенденцию расширения общественного участия в здравоохранении. Однако 47% НКО заявили об активизации деятельности, 63% – о новых формах работы, десятая часть НКО сообщают об интенсификации работы Советов. На фоне усиления пандемии потребность общества в деятельности пациентских НКО возрастает. Это мы видим и в своей ежедневной работе», – отметил Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев.

«Наше мнение о том, что рост востребованности услуг НКО у граждан растет, который теперь подтвержден результатами всероссийского исследования, ставит вопрос о необходимости выявления лучших практик и факторов, их обеспечивающих. Важно, как опыт наиболее активных общественных организаций и общественных советов будет учитываться коллегами и может ли он быть растиражирован. Необходимо налаживать общероссийскую систему взаимодействия в общественно-государственной работе в сфере здравоохранения», – сказал Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов.

Рост или снижение участия пациентов в мероприятиях НКО существенно зависели от того, насколько оперативно и успешно подстроились под новые реалии сами организации. В одних НКО мероприятия стали более массовыми: 37% опрошенных организаций указали на это. В других НКО вовлеченность пациентов в мероприятия снизилась (у 36,2% участников исследования).

На снижение продуктивности взаимодействия с органами власти указали 33%. Положительно оценивают изменения во взаимодействии 22,7% опрошенных НКО. Полагают ситуацию неизменившейся 36%. «Наши многолетние исследования показывают, что практики взаимодействия НКО с органами власти заметно различаются на федеральном и региональном уровнях (на уровне федерации качество взаимодействия на порядок лучше), а также между регионами и отдельными ведомствами. Это, в первую очередь зависит, от активности и настойчивости самих общественных организаций, во вторую – от позиции конкретных руководителей ведомств и учреждений» – сообщает Директор Центра «Социальная Механика» Михаил Чураков.

Похожие статьи

«Росгосстрах» и «Автокод» выяснили, сколько россияне тратят на такси

Такси остается одним из самых популярных способов передвижения у россиян, занимая третье место после личных автомобилей и метро, выяснили страховая компания…

Семейные программы «Росгосстрах Жизнь» стали лучшими по версии экспертов…

По мнению экспертного совета XV юбилейной премии «Выбор потребителей», программы «Забота о семье» и «Забота о будущем» от СК «Росгосстрах Жизнь»…

Пледы, коты, кофе — россияне рассказали про самые эффективные…

Россияне назвали домашний уют, котов и ароматные напитки главными лекарствами от осенней хандры, показал опрос, проведенный Аналитическим центром «АльфаСтрахование».