• 30 ноября, 2020
  • 97

Актуальные проблемы российского здравоохранения в оценках пациентов и пациентских НКО

Оценка изменений в сфере здравоохранения в 2020 году была дана в ходе ХI Всероссийского конгресса пациентов. Всероссийский союз пациентов при поддержке Центра гуманитарных технологий и исследований «Социальная Механика» презентовал исследование «Актуальные проблемы российского здравоохранения в оценках пациентов и пациентских НКО».

Исследование было основано на мнении 1300 пациентов из 85 регионов страны, 24 общероссийских и 95 региональных НКО.

На фоне усиления глобальной пандемии общая оценка изменений в российской сфере здравоохранения в 2020 году ожидаемо оказалось негативной.

Доля опрошенных, убежденных в ухудшении ситуации в здравоохранении, оказалась в 3 раза больше числа тех, кто указал на отсутствие каких-либо изменений, и в 9 раз выше относительного числа оценивших перемены положительно. Наиболее негативно оценивают пациенты изменения, которые произошли за три квартала 2020 года в работе поликлиник, в работе скорой, экстренной и неотложной помощи, в доступности стационаров.

Ситуация пандемии стала дополнительным объективным обстоятельством повышения значимости электронных сервисов для получения медицинских услуг. Не пользовались электронными сервисами в сфере здравоохранения за последний год только 23,4% опрошенных. Правда единственной действительно распространенной онлайн-услугой является запись к врачу онлайн. При этом она в новых условиях стала очень востребованной –63,3% пациентов ей пользовались в 2020 году.

Наименее негативно и с элементами позитива оценивают граждан состояние дел в сфере медико-социальной экспертизы. Здесь за время пандемии наметились определенные улучшения, был введен в действие особый порядок освидетельствования на инвалидность, предполагающий заочное прохождение комиссии, был продлен срок действующих статусов инвалида. Что ситуация в сфере МСЭ стала лучше полагают 8,1% от общего числа опрошенных (это самая высокая оценка, если сравнивать с оценками других сфер здравоохранения) и 26,6% от числа ответивших на вопрос содержательно (т.е. имевших опыт прохождения МСЭ в эти полгода).

Существенная часть пациентских НКО активизировала свою работу, заметен рост востребованность услуг НКО у граждан. Почти половина пациентских НКО (47%) отметили рост собственной активности на фоне пандемии, снизилась активность у 27% опрошенных общественных организаций. Большинство НКО указали на увеличение числа обращений граждан за последние полгода (66,4%). Снижение числа обращений отметили 7,6% опрошенных НКО.

Пандемия и карантинные меры повлекли за собой серьезную перестройку методов и технологий деятельности пациентских организаций. Изменения касаются, в первую очередь, перехода с очных на онлайн-мероприятия. Появление новых форм работы отмечают 63% опрошенных организаций. Исчезновение некоторых форм работы произошло в каждой второй НКО (52%).

«Часть пациентских организаций сочла, что пандемия COVID-19 приостановила тенденцию расширения общественного участия в здравоохранении. Однако 47% НКО заявили об активизации деятельности, 63% – о новых формах работы, десятая часть НКО сообщают об интенсификации работы Советов. На фоне усиления пандемии потребность общества в деятельности пациентских НКО возрастает. Это мы видим и в своей ежедневной работе», – отметил Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев.

«Наше мнение о том, что рост востребованности услуг НКО у граждан растет, который теперь подтвержден результатами всероссийского исследования, ставит вопрос о необходимости выявления лучших практик и факторов, их обеспечивающих. Важно, как опыт наиболее активных общественных организаций и общественных советов будет учитываться коллегами и может ли он быть растиражирован. Необходимо налаживать общероссийскую систему взаимодействия в общественно-государственной работе в сфере здравоохранения», – сказал Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов.

Рост или снижение участия пациентов в мероприятиях НКО существенно зависели от того, насколько оперативно и успешно подстроились под новые реалии сами организации. В одних НКО мероприятия стали более массовыми: 37% опрошенных организаций указали на это. В других НКО вовлеченность пациентов в мероприятия снизилась (у 36,2% участников исследования).

На снижение продуктивности взаимодействия с органами власти указали 33%. Положительно оценивают изменения во взаимодействии 22,7% опрошенных НКО. Полагают ситуацию неизменившейся 36%. «Наши многолетние исследования показывают, что практики взаимодействия НКО с органами власти заметно различаются на федеральном и региональном уровнях (на уровне федерации качество взаимодействия на порядок лучше), а также между регионами и отдельными ведомствами. Это, в первую очередь зависит, от активности и настойчивости самих общественных организаций, во вторую – от позиции конкретных руководителей ведомств и учреждений» – сообщает Директор Центра «Социальная Механика» Михаил Чураков.

Похожие статьи

Врач ВСК назвал ограничения по «шашлычному» рациону на праздники

Шашлык – одно из традиционных и любимых блюд россиян весной. Мясо является важной частью повседневного рациона, однако его влияние на организм…

Оператор платежной системы «Мир» признал высочайший уровень киберзащиты клиентов…

АО «НСПК» – оператор платежной системы «Мир» - провела первую конференцию по антифроду «Антифродум 2024». В рамках этой конференции прошло вручение…

«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг АО «Тинькофф Страхование» до…

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг финансовой надежности страховой компании АО «Тинькофф Страхование» до уровня ruАА, прогноз по рейтингу – стабильный.