- 8 августа, 2019
- 139
Франшиза – кто рискует больше?
Термин «franchising» происходит от французского слова franchise и означает «льгота», «привилегия», а в переводе с немецкого языка франчайзинг – это форма сбыта товаров в розничной торговле, при которой производитель предоставляет право продажи его товара торговцу по лицензии. Некоторые экономисты, рассматривают франчайзинг как «систему продвижения на рынке товаров и/или услуг, а также технологий, которая основана на тесном и продолжительном сотрудничестве между юридически и финансово независимыми сторонами – Франчайзером и Франчайзи». При этом франчайзер – это крупная головная компания, которая передает определенные права, в том числе право пользования торговой маркой. Франчайзи – небольшая компания, которая получает по договору определенные права, включая право на пользование торговой маркой. Стоимость франшизы зависит от известности бренда. Например, стоимость франшизы Макдональдс составляет $45 тыс. Сроки окупаемости могут доходить до 3-х лет.
В общем и целом, продажа и покупка франшизы должна быть выгодна для обеих сторон. Мы провели серию интервью с участниками и представителями рынка франшизы, чтобы выявить особенности развития данного продукта в России.
Руководитель филиала Школы скорочтения и развития интеллекта IQ007 Анастасия Хабирова вспоминает как решила купить франшизу: «На момент открытия (август 2015 года) рынок дополнительного образования в области скорочтения и ментальной арифметики в Москве был недооценен и практически пуст. Прекрасно понимая, какой вклад в развитие личности могут внести эти направления и их перспективность, я решила открыть Школу скорочтения и развития интеллекта IQ007. На момент открытия это был 50-й филиал в России и первый филиал в Москве и Московской области, а сегодня в России более 500 филиалов, в том числе более 50-и в Москве и Московской области. Ранее я более 10 лет работала в системе образования, эта тематика мне близка, понятна и любима. Более того, от своего дела хочется всегда получать удовольствие, понимать, что делаешь благое дело. Светящиеся глаза детей и благодарных родителей безусловно вдохновляют на развитие».
По мнению Анастасии Хабировой при покупке франшизы больше всего рискует франчайзи: «Покупатель франшизы может столкнуться с недостаточной готовностью брать на себя риски и надеяться только на себя, думая о том, что тебе все принесут «на блюдце с голубой каемочкой». Все остальные сложности, на мой взгляд, решаются в процессе выбора и подготовки к покупке. Зная рынок, с уверенностью могу сказать, что продавец также рискует, сталкиваясь с неадекватностью покупателя».
Как пример рисков продавца франшизы можно привести арбитражное дело А40-169536/2018 по спору франчайзи Вершининой О.А. (данные истца указаны из общедоступных материалов дела) с сетью детских английских садов Sun School, судебные акты по двум инстанциям уже есть в общем доступе (https://kad.arbitr.ru/Card/bd9094bb-8ca4-4bde-9446-8b25950090e3).
Сеть Sun School предлагает открытие детских садов по франшизе в любом городе России. По рейтингу журнала Forbes, данная франшиза вот уже второй год занимает лидирующие позиции: в 2019 году в рейтинге инвестиций 25 – 5 млн рублей сеть заняла 1-е место, поднявшись на одну ступень по сравнению с рейтингом 2018 г.
Согласно условиям открытия детского сада по франшизе, настройку бизнес-процессов и ведение всего бизнеса принимает на себя управляющая компания Sun School. А это немного и подбор помещения, тестирование спроса, продвижение сада на этапе открытия, организация и контроль ремонтных работ, закупка мебели, оборудования и игрушек, подбор персонала, комплексное продвижение, ведение соцсетей, управляющий от Sun School, контроль за операционной деятельностью в саду, ведение документации, подключение всех дополнительных услуг.
Такие услуги по мнению франчайзи являются подспорьем на первых этапах. Анастасия Хабирова, комментируя своё приобретение, отметила: «Покупка франшизы – это легкий доступ ко всей необходимой информации по твоему бизнесу, не надо «изобретать велосипед», всегда есть возможность спросить и посоветоваться, это отличный инструмент, но не панацея и не гарант твоего успеха. Важно понимать, что это твой бизнес и его успех зависит только от тебя и вложенных тобой усилий, поэтому ты и предприниматель».
Перекладывание ответственности за свои действия на управляющую компанию, какой бы профессиональной она не была, редко приводит к хорошим результатам.
На вопросы касательно указанного выше арбитражного спора мы попросили ответить судебного представителя сети детских садов Sun School, адвоката Юлию Лялюцкую, заместителя Старшего управляющего партнера Адвокатского бюро города Москвы «Щеглов и Партнеры».
«Я никогда не приветствую попытки участников судебного спора демонизировать своего процессуального противника. Особенно смешно это выглядит именно в арбитражных судах, когда сторонами спора являются два профессиональных участника рынка, а не всесильный продавец и беззащитный потребитель. К сожалению, в данном деле, как часто бывает по спорам из лицензионных договоров, моего доверителя – сеть детских садов – пытались именно демонизировать. Нивелировать ценность их интеллектуальной собственности, замолчать ту колоссальную работу, которую осуществляет управляющая компания. И свести всё к банальной купле-продаже: мне, потребителю, обещали золотые горы, а тут еще и работать приходится. Сразу вспоминается мультик про Вовку из Тридевятого царства. Франшиза – это не сундук с мОлодцами. Приобретение франшизы – это действительно ответственное бизнес-решение, и оно требует от предпринимателя активных действий, пусть и при поддержке управляющей компании. Комментируя, с разрешения моего доверителя, судебные акты, я могу отметить следующее. В указанном деле приобретатель франшизы как раз ссылалась на отсутствие гарантированного содействия со стороны управляющей компании, в частности при подборе помещения для размещения сада. Раскрытые нами доказательства позволили установить реальные обстоятельства дела: содействие оказывалось в рамках договора, помещения для открытия детского сада для истца неоднократно подбирались. Но сама истец, руководствуясь не коммерческими целями и договором, а, возможно, какими внутренними мотивами, уклонялась от просмотра и согласования подобранных вариантов. Какой ответ тут напрашивается? Какая бы профессиональная команда на тебя не работала, окончательное решение придется принять собственнику проекта, а не его персональным менеджерам. Уходя от принятия решения, ты в первую очередь обманываешь сам себя».
«Мне бы не хотелось комментировать тот белый шум в сети, который касается отмены решения суда первой инстанции, который, создан по всей видимости при участии самого истца и её представителя. В деле были процессуальные нарушения, которые 9 арбитражный апелляционный суд устранил. А рассмотрев дело повторно, по правилам суда первой инстанции принял нашу позицию. 25 апреля 2019 года Девятый арбитражный апелляционный суд постановил: Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 декабря 2018 года по делу № А40-169536/18 отменить и в удовлетворении исковых требований отказать. Ссылка на судебные акты: https://kad.arbitr.ru/Card/bd9094bb-8ca4-4bde-9446-8b25950090e3. Руководитель компании по продаже готового бизнеса Союз Инвест Оксана Агейченкова уверена, что рассчитывать на быструю и легкую прибыль при приобретении франшизы не стоит: «Покупатель должен понимать, что покупает лишь модель, берёт ее за основу и пашет, засучив рукава». «Хочу обратиться с просьбой к продавцам – продавайте проверенные модели, оказывайте качественное сопровождение, не собирайте роялти с первого месяца. Дайте качественный надёжный старт и только тогда все получится! Совет покупателям – проверять, по возможности, финансовые показатели компании, подходить с холодной головой к покупке бизнеса, выбирать сферу , которая по душе и знакома, а не смотреть на цифры продавца, пообщаться с сотрудниками головной компании, – советует Оксана Агейченкова, – рынок сейчас наполнен предложениями по франшизе, но 95% – это молодые непроверенные модели».