• 9 сентября, 2025

Аналитика: тенденции развития сегмента ОСАГО

Аналитика: тенденции развития сегмента ОСАГО

Развитие сегмента ОСАГО в 2022–2025 годах было обусловлено несколькими факторами: расширением тарифного коридора, корректировкой отдельных коэффициентов, введением возможности покупки краткосрочных полисов, снижением проблем с доступностью полисов с помощью запуска перестраховочного пула, совершенствованием системы электронного урегулирования убытков.

В 2022–2023 годах ОСАГО стало драйвером страхового рынка, ког­да темп прироста премий превышал среднерыночные значения. В 2024 году динамика роста замедлилась, а объем премий по итогам I квартала 2025 года соответствует уровню аналогичного периода прошлого года, что связано со снижением продаж новых авто­мобилей и высоким уровнем конку­ренции, сдерживающим рост средней премии. Традиционная доля ОСАГО в совокупном объеме страховых сборов (13–15 %) снизилась к 2025 году до 9 % в результате резкого увеличения объе­ма премий по страхованию жизни.

В 2022–2023 годах из-за роста стоимости запчастей наблюдался существенный рост средней премии: +20 % в 2022 году, +15 % в 2023 году, в результате чего средняя стоимость полиса составила 7,9 тыс. руб. против 5,6 тыс. руб. в 2021 году.

Со 2 марта 2024 года вступили в действие нововведения, касающиеся возможности заключения краткосроч­ных договоров страхования, и количество полисов по итогам года выросло на 8 %. При этом общая средняя премия по ОСАГО снизилась на 5 %, а без учета краткосрочных договоров по данным РСА практически не изме­нилась (-0,2 %).

Темп прироста премий в сегменте страхования автомобилей юридиче­ских лиц оказался выше аналогичного показателя в сегменте страхования ав­томобилей, принадлежащих гражданам, из-за конкурентной борьбы за низкоу­быточных клиентов. Благодаря широ­кому тарифному коридору при расчете премий учитывается индивидуальный профиль риска, и стоимость полиса для аккуратных водителей с учетом приме­нения тарифных коэффициентов может оставаться на прежнем уровне или даже снижаться год к году.

Конкуренция в сегменте остается высокой, но существенных изменений количества игроков и концентрации по объему премий не происходит. В настоящее время на рынке работа­ет 32 компании, 9 из них участвуют в международной системе «Синяя кар­та», позволяющей расширить действие страховой защиты на территорию Бе­лоруссии без покупки отдельного по­лиса. Основной объем премий (>98%) аккумулируют 20 страховщиков.

Динамика объема премий и объема выплат по ОСАГО, 2022–2025

Индекс Херфиндаля-Хиршмана до­статочно стабилен (диапазон значений в 2022–2024 годах от 1032 до 1023), что характеризует сегмент ОСАГО как умеренно-концентрированный.

Высокий уровень конкуренции под­тверждается снижением количества претензий: для игроков рынка с кли­ентской базой более 2 млн действу­ющих в 2024 году договоров ОСАГО среднее число жалоб составило 0,18 на 10 тыс. заключенных договоров против 0,26 в 2023 году.

Благодаря запуску в 2022 году пе­рестраховочного пула ОСАГО снизи­лось число претензий, касающихся проблем с доступностью договоров для отдельных категорий водителей. По данным Банка России количе­ство жалоб на отказы в заключении договора ОСАГО сократилось почти в 4 раза в 2023 году по сравнению с 2022 годом.

Структура продаж ОСАГО, 2022–2024

Динамика объема выплат, количества выплат, средней выплаты по ОСАГО, 2022–2025

ОСАГО остается драйвером развития электронных продаж по рынку в целом: объем премий, полученных через этот канал, уве­личился со 142 млрд руб. в 2022 году до 205 млрд руб. в 2024 году, на онлайн-продажи приходится 64 % премий по ОСАГО. При этом доля это­го вида в общих продажах с примене­нием электронного документооборота (ЭДО) постепенно снижается по мере развития этого канала в других сегмен­тах рынка. Тенденцией последних лет стал рост доли посреднических продаж онлайн, что может быть связано в том числе с переходом традиционных стра­ховых агентов в продажи через систему электронного документооборота.

При этом ставки комиссионного вознаграждения, которые в 2022 году не зависели от канала продаж, пока­зывают разнонаправленную динами­ку: тенденцию к росту в офлайн-канале и противо­положную — в онлайн-продажах.

Одним из ключевых драйверов роста числа заклю­ченных договоров явились короткие полисы ОСА­ГО. Со 2 марта 2024 года вступили в силу поправки к Закону об ОСАГО, разрешающие оформлять краткосрочные полисы обязательной «автограждан­ки» сроком от одного дня до трех месяцев. В первую очередь, такие полисы интересны таксистам (99 %), осуществляющим деятельность не на регулярной основе, а также водителям, которым необходимо совершать редкие или разовые поездки.

По данным РСА с начала 2025 года отмечается тенденция роста количества заключенных дого­воров по годовым полисам ОСАГО, в том числе в регионах-лидерах «красной зоны» рэнкинга РСА, свидетельствующая о положительной динамике и возможных улучшениях ситуаций с проблемами мо­шеннических практик или соблюдением ПДД в этих субъектах РФ.

Самый высокий темп роста количества заключен­ных договоров ОСАГО наблюдается на новых терри­ториях. Это связано с тем, что с 1 января 2025 года законодательство об ОСАГО там стало действовать в полном объеме.

Несмотря на рост стоимости восстановительно­го ремонта, темп прироста объема выплат в 2022–2023 гг. оказался ниже темпа прироста премий. В 2024 году ситуация изменилась, выплаты выросли на четверть.

Факторами увеличения выплат являются резкий рост средней выплаты год-к-году, возврат к денеж­ной форме возмещения взамен натуральной после введения санкционных ограничений, ставших при­чиной удлинения сроков доставок и роста стоимости запчастей. На количество выплат оказывают влияние распространение камер наблюдения, благодаря кото­рым поведение водителей на дорогах становится более аккуратным.

ОСАГО является драйвером цифро­визации не только в части заключения договоров страхования, но и урегули­рования убытков.

15 июля 2023 года на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) запущен онлайн-сервис «Возмещение убытков после ДТП по ОСАГО», одним из пре­имуществ которого является автомати­ческое использование сведений о ДТП, внесенных в извещение о ДТП, которое было оформлено в электронном виде. Этот сервис обеспечивает отсутствие расхождения между заявлением о страховом случае и извещением как документом о ДТП. Благодаря этому уже в первом полугодии 2025 года прак­тически все убытки в результате ДТП, по которым оформлено электронное извещение, заявляются в электронном виде. Следующим этапом цифровиза­ции стало введение с 2025 года обязан­ности страховщиков принимать заявле­ния о страховом случае в электронном виде через личный кабинет на своих сайтах и в мобильных приложениях.

ОСАГО остается драйвером развития электронных продаж по рынку в целом

Сегмент ОСАГО характеризуется не­однородностью распределения выплат по субъектам РФ. В 2022–2023 гг. регионы с максимальными коэф­фициентами выплат были сосредо­точены в Северо-Кавказском ФО. В 2024–2025 гг. ухудшилась ситуация в Дальневосточном, Приволжском, Сибирском федеральном округах.

Развитие сегмента связано с дальней­шим повышением гибкости страховых тарифов, корректировкой системы натурального возмещения через предоставление возможности ремонта на СТОА по выбору потерпевшего, проверкой наличия договора с помо­щью камер, а в средне- и долгосрочной перспективе — с повышением лимитов выплат по жизни и здоровью, а также имущественному ущербу.

Похожие статьи

НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Нужен контроль и дисциплина

Нужен контроль и дисциплина

Ситуация со страховым мошенничеством и недобросовестными практиками постепенно улучшается во всех субъектах Северного Кавказа. Вице-президент ВСС Сергей Ефремов убежден, что немалая…
Стимул продолжать борьбу

Стимул продолжать борьбу

Чем более изощренными становятся недобросовестные практики, тем более грамотной и системной должна быть борьба с ними. Департамент страхового рынка Банка России…