- 16 марта, 2023
- 136
Страховые брокеры не ожидают роста рынка в 2023 году
Существенно больше половины – 59% – всех принявших участие в опросе страховых брокеров ожидают, что совокупный размер комиссий, которые страховые брокеры получат по итогам 2023 года, окажется таким же, как и по итогам 2022 года (16,2 млрд рублей). Еще 18% полагают, что совокупные комиссионные вырастут примерно на 10%, и столько же считает, что они, наоборот, снизятся примерно на 10%. Оставшиеся 5% страховых брокеров ожидают падения на 20%. Об этом со ссылкой на опрос страховых брокеров, проведенный Ассоциацией Профессиональных Страховых Брокеров (АПСБ), сообщила председатель Совета АПСБ Катерина Якунина.
Те страховые брокеры, которые ожидают роста рынка, связывают его главным образом с инфляцией, которая вызовет увеличение страховых сумм объектов, принимаемых на страхование, а также с ростом страховых тарифов вследствие роста убыточности и ужесточения условий принятия крупных рисков в перестрахование.
Основные угрозы рынку в 2023 году, которые называют страховые брокеры, – это снижение платежеспособного спроса на фоне повышения цен на услуги страховщиков, проблемы с размещением рисков в перестрахование, прекращение обслуживания по ряду зарубежных IT продуктов, сложности с восстановлением поврежденного из-за страхового случая имущества и медицинская инфляция.
Несмотря на не слишком позитивные ожидания относительно динамики рынка в целом, лишь 12% принявших участие в опросе страховых брокеров не видят никаких направлений для развития рынка. При этом 35% страховых брокеров полагают, что основную ставку для развития рынка необходимо делать на усиление онлайн-продаж или разработку IT-решений, 24% считают, что перспективным является страхование сельхозрисков, 18% видят возможности для развития рынка в переходе брокерской деятельности в консалтинг.
Среди основных пожеланий по изменениям, которые могли бы произойти в работе страховых брокеров в 2023 году, традиционно были названы снижение регуляторной нагрузки, в частности – выравнивание нагрузки для посредников-юрлиц и страховых брокеров, а также в части выполнения закона 115 ФЗ и требований ПОД/ФТ.
При этом более половины – 53% из принявших участие в опросе брокеров – высказались против отмены лицензирования страховых брокеров. Безоговорочно поддержали эту идею лишь 12% опрошенных. Остальные согласны на отмену лицензирования при условии обязательности членства в СРО (АПСБ). При этом если лицензирование страховых брокеров все же будет отменено, то 47% намерены сохранить членство в АПСБ, точно выйдут из АПСБ 18% опрошенных, остальные будут решать в зависимости от того, каким образом будет изменено законодательство, будет ли членство в СРО обязательным для брокеров и будет ли закон точно определять роль страхового брокера и отделять ее от роли иного страхового посредника. В то же время, если надзор со стороны регулятора не только не уменьшится, но даже, напротив, увеличится, безоговорочно отказаться от лицензии готовы лишь 18% страховых брокеров.
Среди принявших участие в опросе страховых брокеров 53% занимаются размещением рисков в перестрахование. Почти все они – 90% – отметили, что сталкиваются с трудностями при размещении рисков в перестрахование.
Заметного роста количества страховых брокеров в 2023 году не ожидает никто из опрошенных. 71% страховых брокеров не ожидает увеличения количества страховых брокеров на рынке или ожидает даже незначительного уменьшения – на 1-3 компании. 24% опрошенных ожидают небольшого роста – также на 1-3 компании. Остальные 5% ожидают значительного уменьшения количества страховых брокеров.
“Экономика в целом переживает сейчас непростые времена, а значит, сложности испытывают и страховой рынок, и рынок страховых брокеров. Очень приятно видеть, что, несмотря не слишком позитивные ожидания от 2023 года, многие страховые брокеры все равно планируют развитие и рост своего бизнеса. Также заметно и намерение вне зависимости от возможной отмены лицензирования страховых брокеров сохранить, тем не менее, соответствующий статус, поскольку страховой брокер – это определенный знак качества для клиентов”, – сказала Катерина Якунина.