• 18 апреля, 2024
  • 79

Дефицит кадров и рост издержек: в ГК Альфа-Лизинг рассказали об основных проблемах рынка автомобильных грузоперевозок

Дефицит кадров и рост издержек: в ГК Альфа-Лизинг рассказали об основных проблемах рынка автомобильных грузоперевозок

По итогам 2023 года объемы грузовых автоперевозок на российском увеличились на 12%. Но главные проблемы логистической отрасли – дефицит кадров и рост издержек – остались не решенными. Что ускорит полное восстановление отрасли рассказали в ГК Альфа-Лизинг.

В России объемы грузовых автоперевозок в 2023 году выросли на 12% по сравнению с 2022 годом, особенно на внутреннем сообщении. Основной предпосылкой для этого стало активное развитие маркетплейсов и электронной коммерции. Помимо этого, в стране растет оборот промышленных производств, продукция которых нуждается в оперативной отгрузке потребителям.  Повышение спроса на доставку в торговые сети – еще одна причина положительной динамики. Объем перевозок в розничные точки вырос на 26% год к году. На рынке экспресс-доставки наблюдается увеличение спроса на 45%, грузооборота – на 63%. Кроме того, в прошлом году автоперевозки частично закрывали объемы железнодорожной транспортировки, особенно, в периоды простоя железных дорог из-за непогоды.

Международные автомобильные грузоперевозки показывают более умеренный рост. Например, объем европейского рынка в 2023 году сократился на 0,4% в реальном выражении до 448 млн евро по сравнению с 2022 годом. Лидером по абсолютным объемам международных автоперевозок остается Белоруссия – рост заявок в экспортном сообщении увеличился на 48%, в импортном — на 41%.

По объему перевозок также преуспевает Китай: количество заявок на импорт увеличилось в 3 раза, на экспорт – на 88%. Грузоперевозки в Китай и обратно включают товары народного потребления и оборудование, кроме того, в 2023 году было снято таможенное ограничение на поставки фруктов из Китая, в связи с чем увеличилось число заказов на рефрижераторные перевозки.

В остальных странах, с которыми у России налажен товарообмен, наблюдается снижение спроса на международные автомобильные грузоперевозки. Однако на отрицательные результаты косвенно влияет не только низкая проходимость погранпунктов, но и дефицит квалифицированных кадров и в целом рост издержек логистических компаний. Например, нехватка водителей-дальнобойщиков стала причиной роста цен на автоперевозки грузов 27,9% к началу 2024 года. Сейчас рынок труда в России в данном направлении – рынок соискателя, где они имеют возможность требовать повышения уровня зарплаты, удобного им графика и условий работы. Несмотря на это, приток новых кадров в отрасль достаточно слабый. Средний возраст дальнобойщиков составляет 45–55 лет. Ажиотажный спрос на персонал вместе с низким спросом может поднять зарплаты в сфере логистики еще на 20-30% в 2024 году, так как соотношение вакансий и резюме в отрасли сейчас составляет 3:1.

Сейчас издержки логистических компаний, помимо нехватки водителей и роста зарплатных ожиданий, растут из-за подорожания топлива и обслуживания транспортных средств.

Соответственно, это отражается на стоимости перевозок. Так в 2023 году цены на автомобильные грузоперевозки по России в среднем увеличились на 27,9%, а в последние три месяца наблюдался рост на 6,1%. Особенно заметно подорожали рейсы из Москвы в Нижний Новгород — на 72,6%. В то же время, стоимость доставки из Москвы в Екатеринбург снизилась на 7,4%. Международные тарифы также выросли: экспорт из России подорожал на 16%, а импорт — на 12%.

Побороть кадровый голод позволит возрождение государством профильных учебных заведений, которые раньше находились в разных регионах страны и готовили профессиональных водителей категорий D и СЕ, а также работа над популяризацией профессии водителя. Логистическим компаниями в частном порядке стоит рассмотреть организацию собственных кратковременных обучающих курсов для подготовки профильных кадров. Сократить операционные издержки на обновление автопарков и складского оборудования поможет лизинг с минимальными первоначальными затратами на выгодных условиях для представителей бизнеса.

«Чтобы удержать рост цен на автомобильные перевозки грузов, отрасли необходима автоматизация и цифровизация, за счет которых возможно сократить часть операционных расходов, оптимизировать маршруты и улучшить эффективность использования транспорта, – считает Анна Грахова, руководитель направления по работе со средним корпоративным бизнесом ГК Альфа-Лизинг. – Но в сфере грузоперевозок не хватает не только водителей, но и работников склада, грузчиков, курьеров, экспедиторов. Здесь тоже оптимальным решением станет оцифровка ряда процессов. Например, в 2023 году начались тестовые отгрузки по электронным транспортным накладным, в 2024 году ожидается полный их переход в онлайн. В текущем году растет и число роботов, задействованных во многих операционных процессах на складах».

Похожие статьи

Совкомбанк Страхование выплатила 43 млн руб. за пожар на…

Совкомбанк Страхование урегулировала убыток по договору страхования грузов, выплатив 43 млн рублей за повреждения, вызванные пожаром на складе временного хранения в…

ТРАНЗИТ продолжает развивать прямые железнодорожные перевозки из Китая

Развитие железнодорожных перевозок грузов становится важным фактором роста товарооборота между Россией и Китаем.

Техника с пробегом со скидкой до 15%: Альфа-Лизинг анонсировал…

С мая 2025 года приобрести легковые, грузовые автомобили, спецтехнику, прицепы и полуприцепы с пробегом можно с выгодой до 15%.