• 9 декабря, 2007
  • 140

ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА СИЛАМИ ТОП-МЕНЕДЖЕМЕНТА – РОСКОШЬ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?


Елена ГОРДЕЕВА, директор по работе с персоналом, ООО «АльфаСтрахование»
Первое, что приходит в голову при подобной постановке вопроса, – не барское это дело! Да и время руководителей высшего звена стоит слишком дорого…

Елена ГОРДЕЕВА, директор по работе с персоналом, ООО «АльфаСтрахование»

Первое, что приходит в голову при подобной постановке вопроса, — не барское это дело! Да и время руководителей высшего звена стоит слишком дорого… 
 

В день рождения – на тренинг!

Прежде всего, я бы хотела уточнить, о ком пойдет речь в этой статье. Говоря о топ-менеджерах, мы будем иметь в виду генерального директора и его заместителя, но, в целом, в обучении принимает участие команда порядка 10-12 человек. Планируя проведение обучения с участием руководителей высшего звена, нужно рассчитать не только его денежную стоимость, но и временные затраты. Понятно, что топ-менеджеры – люди чрезвычайно занятые и найти свободное время на обучение сотрудников им очень не просто. Например, в этом году на проведение обучающих мероприятий у генерального директора было отведено 20 календарных дней. В их число попадали и выходные, поскольку большинство программ проводилось в регионах и много времени уходит на дорогу и подготовку. В результате, первую программу этого года генеральному директору пришлось провести в свой день рожденья — других свободных дат по графику просто не было. Тем не менее, преподавателей со стороны мы не приглашаем принципиально, потому что в процессе обучения, например, финансистов используем примеры из практики нашей компании. К счастью, существует график обучения, и если время руководителя верхнего звена забронировано, что бы потом не происходило, занятия будут проведены. Конечно, топ-менеджера могут неожиданно вызвать на совет директоров. Чтобы не отменять занятие (это просто невозможно!), должна быть предусмотрена своего рода «скамейка запасных». Все новые тренинги у нас проходят каскадным методом. Сначала обучается топ-менеджмент, потом руководитель департамента, потом остальной состав. Соответственно, руководитель, который уже прошел тренинг, инвестирует (не тратит, а именно инвестирует!) три дня своего времени, чтобы вместе с тренером участвовать в занятиях. Допустим, речь идет о тренинге «Навыки презентации». Тренер показывает сотрудникам методику, разрабатывается учебная презентация, а руководитель корректирует ее под конкретного клиента или конкретный проект. Необходимо отметить, что, хотя топ-менеджерам нравится преподавать, спустя какое-то время они устают от программы. Тогда нужно передать ее вниз по служебной иерархии. Как правило, там ее подхватывают с большим энтузиазмом, а руководители берутся за новые проекты.

Почти как в «Монополии»

Есть у нас уникальная программа — бизнес-симуляционная игра, разработанная вместе с компанией Business Training Russia на основе шведских аналогов. Это абсолютно новый для нашей страны формат обучения. В течение двух дней участники учатся управлять бизнесом или работать над проектом. Cамый близкий аналог, пожалуй,– игра «Монополия». То есть присутствуют фишки, игровые деньги, ресурсы, отчеты и т.д. На разработку ушло пять месяцев – зато теперь у нас есть собственная, единственная в стране бизнес-симуляционная игра по страховому рынку. Проводят ее генеральный директор, его заместитель и тренеры корпоративного университета (кстати, как раз на эту программу генеральный директор и тратит 20 дней в году). Бизнес-симуляционные игры – интересный и эффективный способ обучения сотрудников. Тот факт, что органи-зация мероприятий отдана «высшему командному составу» имеет как свои плюсы, так и минусы. Посмотрим, перевешивают ли достоинства недостатки.

Сначала о минусах

Время топ-менеджеров обходится весьма дорого, дороже, чем, если бы мы приглашали консультантов со стороны. Кроме того, расходы на обучение увеличиваются и в связи с тем, что необходимо обеспечить достойный уровень проживания руководителя из когорты топов. Еще одна сложность – предварительная подготовка и администрирование учебного процесса. Попробуйтека договориться с топ-менеджером о репетиции занятия! А ведь придется, и к тому же, неоднократно: сначала, чтобы он подготовил презентацию, затем, после разбора ошибок – чтобы переделал (!). Все трудности бледнеют по сравнению с главной опасностью – если руководитель неудачно подготовится или плохо выступит, то вряд ли что-нибудь сможет восстановить его репутацию.

Затем — о приятном

Когда топы сами рассказывают, как управлять страховой компанией, как оценивать страховые риски, какие существуют бизнес-процессы, рассеивается множество слухов, связанных с деятельностью компании. Повышается лояльность сотрудников к компании и к каждому руководителю в отдельности. Кроме того, информация, полученная из первых рук, это не то же самое, что прочитанное в инструкциях. К тому же, если рядового сотрудника обучает топ-менеджер, сотрудник не может сказать «у меня нет времени учиться, работать надо», так как понимает, что цена его времени и времени топ-менеджера просто несопоставимы. Топы это, как правило, харизматичные люди с развитыми лидерскими качествами. Когда они приезжают в филиал и начинают проводить занятия, то энергетический, эмоциональный заряд на семинарах очень силен. Скорость обучения и объем усвоенных знаний намного увеличиваются, потому что, как известно из теории, пересекающейся с практикой, люди в такой ситуации учатся эффективнее, чем в расслабленном состоянии. Сам факт приезда руководителя создает хороший прецедент для подражания. Если у заместителя гендиректора есть силы, время и желание обучать руководителей управлений, то руководители понимают, что им есть смысл вести себя так же. То, что называется «философией бизнеса», передается не через лозунги, а через конкретные примеры. Однако все это плюсы для сотрудников… — зачем же нужно принимать участие в обучении самим руководителям?


Ближе к людям – четче бизнес-видение
Преподавать за деньги топ-менеджменту не позволяет статус и материальная обеспеченность, а вот обучать собственных сотрудников — совсем другое дело. Как однажды сказал генеральный директор, «приятно, что формируется школа моих последователей». Подготовка к семинару перекликается с текущей жизнью компании и, в частности, региональной сети. Обычно руководители общаются с регионами через «бутылочное горлышко» — директоров филиалов и региональных центров. В течение же этих трех дней общение ведется непосредственно с сотрудниками. Как результат, топы начинают лучше видеть конкретных людей, идеологию и перспективы развития бизнеса. Подготовка к семинарам способствует и повышению квалификации самих руководителей (по принципу «пока объяснил, сам научился»). Поскольку семинар проводится исключительно для своих, цена ошибки возрастает в геометрической прогрессии. Это вынуждает готовиться к семинарам особенно тщательно. Перед каждым учебным мероприятием необходимо решить множество вопросов и согласовать приоритеты. Таким образом, благодаря семинарам команда руководителей становится более сплоченной. Но есть и еще один фактор, без которого, возможно, не получилась бы организация ни одной игры. Главное, что само мероприятие приносит людям удовольствие. Собраться вместе, отправиться в другой город, найти подходящую учебную базу, разделить роли между игроками… Руководству это нравится.

Роскошь или необходимость?

Подводя итог, можно сказать, что достоинств у программы куда больше, чем недостатков. Отвечая на вопрос «Обучение персонала силами топ-менеджмента – это роскошь или необходимость?», хочется вспомнить пример с мобильным телефоном. Когда-то и он казался чем-то невероятным. А сейчас мы к нему привыкли, и он стал необходимым. Так и представить, что можно обходиться без этой программы обучения, уже практически невозможно.

 

 

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

«Ингосстрах» принимает заявления от пострадавших в ДТП в Златоусте

Страховая компания «Ингосстрах» принимает заявления от родственников и пассажиров трамваев, попавших в ДТП в Златоусте (Челябинская область) 12 июля.

Калининградский филиал Страхового Дома ВСК обеспечил страховой защитой имущественные…

Калининградский филиал Страхового Дома ВСК застраховал производственный комплекс группы компаний на площади более 15 000 кв. км на 10 га земли.

В июне СберСтрахование жизни выплатила россиянам по страховым случаям…

В июне 2024 года СберСтрахование жизни выплатила клиентам в связи со страховыми случаями 2,11 млрд рублей. Страховая компания урегулировала 12,9 тыс.…