- 14 мая, 2022
- 161
ДИЛЕРЫ ГОТОВЯТ РЕВОЛЮЦИЮ
Автодилеры, как и их клиенты и страховщики, переживают сегодня непростые времена. Адаптация к новым условиям, перестройка производственных моделей, создание новых логистических цепочек потребуют еще несколько месяцев. Но пути решения будут найдены, убежден Председатель совета директоров ГК «БН-Моторс», вице-президент Ассоциации РОАД Алексей Подщеколдин.
Современные страховые технологии: Как сегодня осуществляется деятельность автодилеров в России?
Алексей Подщеколдин
Фото: Председатель совета директоров ГК «БН-Моторс», вице-президент Ассоциации РОАД
Алексей Подщеколдин: Следует различать ситуацию де-факто и де-юре. Никто не предлагает расторгать договоры, ни одна автомобильная компания не заявила, что она уходит раз и навсегда. Кто-то говорит о приостановлении деятельности в России, кто-то — о снижении активности. Фактически это означает нерегулярность поставок автомобилей и запчастей либо поставки в незначительных количествах.
ССТ: Очевидно, это затрудняет ремонт по каско и ОСАГО?
А. П.: Проблема в ОСАГО существовала задолго до всех последних событий. Стоимость, по которой предлагали осуществить ремонт страховщики, и стоимость, по которой мы могли качественно отремонтировать машину, расходились. Поэтому многие автодилеры не работали с ОСАГО или, как наша компания, работали очень ограниченно. Сейчас это противоречие обострилось еще сильнее потому, что выросла стоимость запасных частей из-за возникшего дефицита.
Дилеры при этом крайне заинтересованы найти приемлемый вариант выполнения ремонта по ОСАГО. Наши цеха недогружены — чем больше ремонтов, тем более рентабельна наша деятельность.
Ситуация с каско для дилеров всегда была более понятна. Например, «БН-Моторс» работает со всеми ведущими страховыми компаниями по заранее согласованным регламентам. Каждый год мы договариваемся об условиях работы. Кстати, стоимость нормочаса у нас в компании не поднималась уже более 5 лет, а вот цены на материалы и запчасти от нас не зависят. Сейчас стоимость лакокрасочных материалов всех ведущих производителей выросла в 1,5–2 раза из-за привязки к валютному курсу. Было бы смешно, если бы не было так грустно: даже российской наждачной бумаги у нас нет!
ССТ: Как в этих условиях ремонтировать гарантийные автомобили?
А. П.: Не берусь говорить за все компании, нюансы коммерческой политики все определяют самостоятельно. «БН-Моторс» не делает разницы между гарантийной или негарантийной машиной — любой клиент получает максимально возможный сервис.
Однако сегодня возникают дополнительные угрозы, связанные с действием закона о защите прав потребителя. В нем прописан максимальный срок ремонта — 45 дней. Если он нарушен, клиент имеет право потребовать замену автомобиля или компенсацию стоимости, причем из расчета сегодняшних цен. Думаю, что в нынешней ситуации с логистикой нас ждет волна таких исков. Мы уже просили правительство увеличить срок ремонта до 6 месяцев, ведь сейчас контейнеры с запасными частями из Китая или Южной Кореи в среднем идут 3–4 месяца.
ССТ: Для всех ли марок ситуация одинакова?
А. П.: «БН-Моторс» работает с четырьмя массовыми брендами — это Lada, KIA, Renault и Chery. Массовые автомобили требуют массового завоза запчастей. К сожалению, ситуация сейчас серьезно ухудшилась: если раньше мы получали заказ по запчастям за 2–3 недели, то сейчас — за 1–1,5 месяца.
Для брендов более дорогих, где продается небольшое количество машин, держать большие склады невыгодно, а везти штучные запчасти очень накладно. Так что тут ситуация похуже.
Сегодня мы начинаем завозить запчасти, используя новые логистические маршруты. Но нам нужно 5–6 месяцев, чтобы отрабо од будет тяжелым, затем поставки станут более ритмичными.
ССТ: Какие-то меры на государственном уровне принимаются?
А. П.: Правительство сейчас работает над законом, который коснется не только автоиндустрии, но и других отраслей — всех, где товары привозились и распространялись исключительно официальными дистрибьюторами. Ведь что получается? Если вы хотите купить запчасть, на которой будет написано Nissan, то это можно сделать только с разрешения официального представительства марки Nissan в России. То есть, по сути, отсутствовал так называемый параллельный импорт.
Сейчас правительство рассматривает список изделий, запчастей и комплектующих, которые можно будет поставлять без согласования со штаб-квартирами фирм-производителей. Но на становление работы в новых условиях потребуется от нескольких месяцев до полугода. Это время для всех нас будет самым сложным.
ССТ: Могут ли дилеры использовать неоригинальные запчасти?
А. П.: Мы от имени РОАД направили письма всем автопроизводителям с просьбой разрешить это делать. Практически все они официально ответили отказом и рекомендовали работать только с оригинальными запчастями. Но неофициально, «в кулуарах», такие разрешения дают.