• 16 мая, 2025

Мошенники направляют своих жертв в микрофинансовые организации

По данным Сбера, телефонные мошенники с начала 2025 года стали реализовывать схемы обмана, в которых направляют россиян за займами в микрофинансовые организации (МФО). В том числе за аналогичный период увеличились случаи хищений с помощью курьеров наличных средств и драгоценностей.

Злоумышленники меняют схемы и переходят в офлайн-каналы на фоне усиления систем противодействия мошенничеству в банковской сфере ― им всё труднее реализовывать схемы с использование банковских сервисов и приложений. Подозрительные транзакции сегодня оперативно выявляются и приостанавливаются.

Эффективность системы противодействия мошенничеству Сбера достигла 99,9%, другие крупные банки также уделяют большое внимание защите своих клиентов. Таким образом, злоумышленники сосредотачивают свои усилия на схемах с хищением наличных и ценностей, а также заставляют жертв обращаться в МФО за займами.

В этом году мошенники также стали активнее использовать «бытовые сценарии»: звонок поликлиник, социальных служб и доставка. При этом по-прежнему остаются «рабочими» схемы, которые начинаются со звонка якобы от имени сотовых операторов, силовых структур, государственных организаций и ведомств.

Однако если раньше целью было заставить жертву перевести деньги онлайн на счет мошенников, то сейчас сценарий сводится к передаче наличных или ценностей из дома. Для этого мошенники используют курьеров-дропов, которые зачастую не знают, что участвуют в преступной схеме.

Другая тенденция ― направлять жертву в МФО за получением займов. В этом случае суммы хищений меньше, чем ранее, но средства получить гораздо легче, чем в банке. Поэтому шансы на успех у мошенников увеличиваются, количество подобных случаев и далее может продолжить расти. В случае если человека удается полностью финансово «истощить», при этом жертва всё ещё находится под сильным влиянием, злоумышленники могут заставить совершить нападение на МФО с целью ограбления и дальнейшей передачи денег мошенникам. Это преступление, и совершивший нападение понесёт уголовное наказание.

Сбер напоминает, что нельзя совершать никаких действий по указанию незнакомцев. Избежать общения с мошенниками поможет бесплатный определитель мошенническим номеров, который доступен для установки в мобильном приложении СберБанк Онлайн для Android. Сервис определит и поможет заблокировать мошеннические и спам-звонки по телефону и в мессенджерах. Чек-ап безопасности — это подключить базовый набор сервисов Сбера: «Определитель номера», «Антивирус» и «Близкие рядом». Всего в приложении СберБанк Онлайн доступно порядка 20 сервисов безопасности.

Киберграмотность также является одной из наиболее эффективных превентивных мер противодействия. Узнать о распространённых мошеннических схемах и способах защиты от них можно на портале Сбера по киберзнаниям «Кибрарий».

Похожие статьи

Сбер открыл отделение в Санкт-Петербурге, адаптированное для людей с…

В Санкт-Петербурге открылось отделение Сбера (Муринская дорога, д. 53), адаптированное для клиентов с ментальными особенностями, в том числе с расстройствами аутистического спектра…

Премиальные клиенты Сбера могут менять привилегии каждый месяц

Клиенты СберПремьера и СберПервого могут выбрать дополнительную привилегию. При этом все привилегии, доступные на текущем уровне премиального обслуживания, будут действовать, как…
Нужен контроль и дисциплина

Нужен контроль и дисциплина

Ситуация со страховым мошенничеством и недобросовестными практиками постепенно улучшается во всех субъектах Северного Кавказа. Вице-президент ВСС Сергей Ефремов убежден, что немалая…