• 24 августа, 2023
  • 95

Белорусский тест-драйв. Евгений Уфимцев о перспективах создания единого ОСАГО для союзных государств

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

Российские страховщики и эксперты рынка уверены: закон о едином полисе ОСАГО для Российской Федерации и Республики Беларусь, недавно принятый Парламентским собранием Союзного государства, станет первым шагом на пути масштабных изменений, которые сделают проще жизни автовладельцев. Подробнее о едином полисе и дальнейших перспективах рассказал президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.

«Прежде всего нужно отметить – закон даст российским и белорусским автовладельцам право выбирать: заключить договор, предусматривающий покрытие страховых случаев на территории страны регистрации транспортного средства или сразу обоих государств. На данном этапе речь идет о расширении стандартного полиса ОСАГО, а не создании нового единого документа, как обсуждалось ранее. Введение сквозного полиса – задача на перспективу, поскольку   страховое законодательство двух стран отличается. Нужно выровнять лимиты и порядок выплат, разобраться с электронным урегулированием, учесть прочие моменты.

Как это будет выглядеть для российских автовладельцев? Так называемое расширение для стандартного полиса ОСАГО подразумевает, что по желанию клиента страховая компания в него автоматически добавит расширение действия на территории Белоруссии.

Например, сейчас российский автовладелец с полисом ОСАГО, в случае поездки в Беларусь обязан дополнительно приобретать «Зеленую карту» либо отдельный белорусский полис приграничного страхования на время поездки. Вскоре заключающие годовой договор ОСАГО автовладельцы смогут приобрести к стандартному полису и специальное расширение на территорию Белоруссии, в перспективе значительно экономя свое время и бюджет.

Страховые компании будут вносить информацию о расширении границ действия ОСАГО на территорию Союзного государства в поле базового договора информационной системы, т.е. комплексная страховка будет оформляться в электронном виде и никаких дополнительных документов автовладельцам получать не придется. Доступ к базе данных по таким договорам получат ответственные сотрудники белорусских пограничных служб и ГАИ.  Таким образом российский автомобилист, без предъявления бумажного полиса, сможет беспрепятственно пересекать границу на своем застрахованном автомобиле. Если он вдруг совершит ДТП, выплату пострадавшей стороне произведет белорусское бюро, также получив подтверждение о наличии расширения на Беларусь в автоматизированном режиме, а российские страховщики компенсируют эти убытки. Аналогично. если приехавший к нам белорусский автовладелец с расширенным страховым договором ОСАГО, станет виновником ДТП, уже РСА через уполномоченные им российские страховые компании будет заниматься урегулированием убытков по страховому случаю с его участием.

Кто будет приобретать расширение? В первую очередь это жители приграничных областей, которые наиболее часто ездят из одной страны в другую, перевозчики, но и для рядовых граждан, имеющих родственников в Белоруссии или планирующих там отдых, приобретение такого расширения «про запас» окажется кстати.

Стоит отметить, что на белорусском примере мы хотим отработать модель подобного сотрудничества. Если сумеем качественно отрегулировать систему и не будет шквала жалоб от страхователей, то в дальнейшем можно говорить о подключении стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которые пожелают взаимодействовать подобным образом. Сегодня мы уже обсуждаем эту возможность, например, с Казахстаном. Очевидно, нужно делать единое расширение полиса на все страны ЕАЭС, с которыми мы заключим соответствующие соглашения. В таком едином полисе будут просто перечислены страны, где действует расширенное ОСАГО.

В перспективе речь также идет о создании системы «Синих карт» – аналоге всем известных «Зеленых карт», доступ к которым для россиян сейчас закрыт по большинству направлений. На основании соглашения, подписанного РСА с Белорусским бюро по транспортному страхованию они заработают между двумя странами с 1 января 2024 г. для обеспечения страхования на короткие сроки и разовые поездки.

О стоимости расширенного ОСАГО и «Синих карт» для новых стран на текущий момент говорить слишком рано – да, хотелось бы тоже сделать её индивидуальной для каждого автовладельца, но пока нет ясности, какие страны примут участие в этом проекте и соответственно какие условия по взаимным компенсациям будут прописаны. Конечная стоимость продукта сильно зависит от перечисленных факторов, но это задачи следующего года. Одно ясно уже сегодня – как и с белорусским проектом, расширенные страховые полисы определенно будут пользоваться успехом среди автовладельцев стран ЕАЭС.  Что касается ОСАГО и «Синих карт» на Беларусь, для определения адекватных тарифов будем анализировать статистику белорусских коллег, исторические данные по «Зеленым картам» и другие источники».

Напомним, что закон о едином полисе ОСАГО для России и Белоруссии принят Парламентским собранием Союзного государства 19 июня 2023 года. Следующий этап – внесение комплексных изменений в законодательство обеих стран.

Похожие статьи

ДЛЯ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ НУЖЕН КОНТРОЛЬ

ДЛЯ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ НУЖЕН КОНТРОЛЬ

ОСАГО на российском рынке действует уже более 20 лет, но этот социально значимый вид страхования по-прежнему находится в фокусе внимания законодателей.…
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАХОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАХОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

В апреле начала работу новая единая информационная система, которая со временем объединит и сделает доступной для страхователя всю информацию о его…

Россияне оформили 220 тыс. полисов ОСАГО на маркетплейсе Сбера…

Водители оформили 220 тыс. полисов ОСАГО на маркетплейсе Сбера в первом квартале 2024 года. Это на 33% больше, чем за аналогичный…