• 6 декабря, 2020

БЕСЦЕННЫЕ МУЗЕЙНЫЕ ФОНДЫ

Чечель Наталия

Заместитель директора Департамента музеев и внешних связей Министерства культуры РФ

Фонд крупнейшего Исторического музея России насчитывает около 5 млн экспонатов, а в масштабах страны в различных фондах сегодня находятся десятки миллионов единиц хранения. О том, как можно обеспечить сохранность национальных культурных ценностей и какую роль в этом могут сыграть страховщики, мы беседуем с Наталией Васильевной Чечель, заместителем директора Департамента музеев и внешних связей Министерства культуры Российской Федерации.

Современные страховые технологии: Как Вы оцениваете взаимодействие Министерства культуры РФ со страховыми компаниями и Всероссийским союзом страховщиков?

Наталия Чечель: Думаю, в последние несколько лет взаимодействие наладилось и стало более конструктивным. Мы общаемся со всеми страховыми компаниями, которые занимаются страхованием культурных ценностей. Каких-то проблем или недопонимания, которых нельзя было бы урегулировать в рабочем порядке, на мой взгляд, сейчас нет.

ССТ: Сегодня страхованию подлежат только выставки, но это лишь малая часть культурных ценностей, которые находятся в хранилищах различных музеев или представлены на постоянных экспозициях. Здания музеев, многие из которых признаны памятниками архитектуры, есть необходимость их страховать?

Н. Ч.: Вы правы, многие здания, где располагаются музеи, картинные галереи или тематические экспозиции — памятники архитектуры. С одной стороны, прекрасно, когда музей располагается в стенах памятника архитектуры, это создает определенную историческую атмосферу, когда история здания встречается с историей экспонатов. С другой стороны, у пользователей объекта культурного наследия есть определенные обязательства по его сохранению. Риски нанесения вреда и потери ценных объектов культуры есть всегда, но в музейной практике эти риски довольно редки. Что касается зданий музеев, то наиболее актуальным вопросом страхования здесь является страхование деревянных зданий, объектов деревянного зодчества, в которых находятся музеи, и запросы музеев связаны именно с этим.

ССТ: Есть ли какие-то препятствия к страхованию культурных ценностей, находящихся в постоянной экспозиции или хранилище?

Н. Ч.: Сегодня основное внимание уделяется страхованию тех предметов и экспонатов, которые перемещаются для организации выставок, потому что, когда предмет покидает свое постоянное место хранения, меняются климатические условия его хранения, возникают риски в процессе упаковки, распаковки, транспортировки.

В случае с постоянной экспозицией подразумевается, что музей — как раз то ответственное учреждение, в задачи которого входит сохранение культурного наследия. Музей должен создавать все необходимые условия, которые обеспечат сохранность музейных предметов.

Когда экспонаты находятся в статичном состоянии, на постоянной экспозиции и в хранилище, где присутствие посторонних людей минимально, соблюдается постоянный контроль за сохранностью и состоянием музейных предметов. Ежедневно проверяется влажность, температурный режим и другие необходимые параметры. Считается, что в такой ситуации музейные предметы не подвергаются риску, исключая единичные случаи внешнего воздействия, когда принятые музеем меры безопасности могут не сработать. Именно поэтому постоянные экспозиции, как правило, не страхуют.

В каждом музее назначены конкретные лица, отвечающие за сохранность коллекций — ответственные хранители, люди с профессиональным образованием, которые знают, какие необходимо создавать условия конкретным экспонатам.

К тому же мы понимаем, что вопрос страхования экспозиций финансово ёмкий, а наши возможности в этом не безграничны. Словом, на сегодняшний день страхование экспозиций не является актуальным, но мы готовы рассмотреть специальные предложения.

ССТ: Для ответственного хранителя предусмотрена какая-либо финансовая ответственность, если предмет на хранении будет поврежден?

Н. Ч.: Вопрос материальной ответственности всегда был предметом дискуссии. Хранитель музея согласно профессиональным стандартам в сфере музейного дела является ответственным лицом, но не материально ответственным. Главный хранитель отвечает за все музейные предметы, которые априори бесценны и возместить их потерю финансово невозможно. Любое покушение или какая-либо неприятность, связанная с порчей музейного предмета, практически сразу приведет ко всем другим видам ответственности, предусмотренным законодательством, включая уголовную.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…