• 6 декабря, 2020

СТРАХОВОЙ РЫНОК: ОЖИДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аксаков Анатолий

Председатель комитета Госдумы РФ по финансовому рынку

Рыночные механизмы регулирования страховой отрасли гораздо более эффективны, чем административные меры, которые часто чреваты коррупцией и не всегда дают лучший результат. В этом случае будет реализован огромный потенциал развития страхового рынка, считает председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Современные страховые технологии: Почему в России и на Западе так по-разному относятся к страхованию?

Анатолий Аксаков: Рыночные отношения в России, в том числе в финансовой сфере, имеют небольшую историю — всего 30 лет. Дореволюционная традиция была прервана, и фактически развивать страхование как конкурентную предпринимательскую деятельность пришлось с нуля. То, что в Европе развивалось веками и поступательно, у нас имеет небольшую историю, с чем и связаны основные проблемы в этой сфере.

ССТ: Однако банковский бизнес за те же годы достаточно хорошо развился. Почему же отстает страховой?

А. А.: Страховой рынок в России тоже уже давно сформировался, и не вполне корректно считать его «младшим братом» страховых рынков других стран. Например, общий объем страховых премий по моторным видам страхования в России составляет 6,8 млрд долларов, то есть находится на одном уровне с Францией (6,4 млрд долларов) и Германией (7,4 млрд долларов). Конечно, недостатки и недоработки еще есть, но с этим нужно планомерно работать. Кроме того, должны быть экономические стимулы и определенная государственная поддержка, в том числе через введение обязательных и вмененных видов страхования.

ССТ: Введение ОСАГО послужило тем самым стимулом сегмента моторного страхования. Не менее значимым для каждого россиянина является обязательное медицинское страхование. Между тем, сейчас готовится реформа ОМС, в результате которой страховщики могут потерять часть большого рынка.

А. А.: Да, подготовка к реформе активно ведется. Комитет по финансовому рынку счел внесенные предложения, снижающие роль страховых медицинских организаций в системе ОМС, недостаточно обоснованными и требующими обсуждения с экспертным сообществом.

30 октября Комитет ГД по охране здоровья провел широкое обсуждение законопроекта с участием депутатов, министра здравоохранения, руководителя ФФОМС, врачей, представителей страхового сообщества и некоммерческих организаций пациентов. По результатам состоявшейся дискуссии и внесенных поправок, будет подготовлен текст законопроекта ко второму чтению. До этого момента говорить о том, какой текст выйдет из Госдумы, преждевременно. Я думаю, что будет найден компромисс.

Мне представляется разумным ограничить расходы на ведение дела в пределах 1 %.

Я также считаю, что Федеральный фонд ОМС должен сконцентрироваться на самых финансовоемких видах медицинской помощи. Все остальное должно остаться за страховыми компаниями, в которых уже накоплен большой опыт, создана инфраструктура страховых представителей, наработаны компетенции. Разрушать это и строить новую систему, на мой взгляд, неправильно. Конечно, ее нужно совершенствовать.

ССТ: В связи со сложной обстановкой этого года страховщики просили продлить им сроки для увеличения уставных капиталов. Вы поддерживаете эту позицию?

А. А.: В нашем Комитете сейчас готовится ко второму чтению законопроект об обеспечительных мерах по сохранению имущества субъекта страхового дела в целях исполнения его обязательств. В него я внес поправку, предлагающую сдвинуть на год — до 2022 и 2023 года соответственно — срок второго и третьего этапов увеличения уставных капиталов страховых организаций. Министерство финансов и Банк России данную поправку поддерживают.

Но увеличение уставного капитала — неизбежность, на которой основана идея повышения устойчивости и ответственности страховщиков. Слишком много было на страховом рынке недобросовестных участников, слишком много пострадавших страхователей. И хотя я лично в свое время выступал с критикой требования о повышении уставного капитала, я понимаю позицию Центрального банка, который хочет, чтобы на рынке оставались сильные игроки.

И здесь важна еще одна тенденция. Все рынки будут переходить на электронные форматы взаимодействия, а это значит, что у страховой компании должен быть определенный ресурсный запас для возможности перестроиться и работать в новых условиях.

ССТ: Как Вы расцениваете тренд на сокращение количества участников рынка?

А. А.: Рынок должен сам определять, сколько организаций необходимо и достаточно. Более того, я считаю, что нужно создавать максимально благоприятные условия для открытия бизнеса и его развития. Равно как нужны и максимально цивилизованные условия для ухода с рынка — чтобы страхователи не страдали, а страховщики не прятались, боясь возмездия.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…