• 27 октября, 2023
  • 29

Большинство российских предпринимателей назвали себя счастливыми

В III квартале 2023 года 57% предпринимателей считают финансовое положение своего предприятия удовлетворительным, 40% говорят о том, что за квартал оно не изменилось, 19% говорят об улучшении. Это данные совместного опроса Сбера, Минэкономразвития и Фонда общественного мнения «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ).

Каждый третий предприниматель ожидает улучшения положения своего бизнеса, еще 32% надеются, что оно останется на текущем уровне. Все эти показатели за квартал значимо не изменились.

В ближайшие три-шесть месяцев, как и в прошлом квартале, две трети предпринимателей (63%) не собираются ничего менять в своем бизнесе — ни расширять, ни сокращать его. Ничего не планируют менять в штате 41% опрошенных предпринимателей (37% в прошлом квартале). Доли тех, кто настроен на расширение бизнеса (27%) и увеличение штата (14%) также не изменились.

Подавляющее большинство (94%) предпринимателей пытаются повысить или удержать спрос на свои товары или услуги. Основные меры — повышение качества (54%) и поиск новых партнеров (50%). Также владельцы бизнеса часто предлагают более выгодные условия постоянным клиентам и размещают рекламу в социальных сетях, мессенджерах, интернете (по 47%).

Российский малый бизнес в целом чувствует себя достаточно уверенно, несмотря на окружающую турбулентность. Доля предпринимателей, которые не строят планов на будущее, сократилась. Снизилось число тех, кто занимается бизнесом ради выживания. А число тех, кто делает это ради самореализации, — выросло.

Предприниматели продемонстрировали высокий уровень благополучия и счастья. 44% скорее удовлетворены своей жизнью, еще 21% — полностью удовлетворены. 36% считают, что их жизнь скорее хорошая, 7% — хорошая. У 38% уровень счастья выше среднего, у 30% — высокий. По всем этим вопросам «средний предприниматель» оказался немного счастливее «среднего россиянина».  Иерархия смыслов, которые предприниматели вкладывают в понятие «счастье», практически не отличается от таковой для обычного россиянина: по данным опроса ФОМ 2018 года для 33% опрошенных счастье — это здоровье своё и близких.

Само понятие «счастья» у предпринимателей оказалось наполнено разными смыслами, но достаточно большое место среди них занимает семья. Более трети говорили, что счастье — это их здоровье и здоровье близких (37%). Еще 21% —благополучие семьи и детей, 20% — само наличие семьи, детей, внуков (20%). Около одной пятой (21%) сказали, что для них счастье — материальный достаток.

Семья играет большую роль в жизни российских предпринимателей. Подавляющее большинство из них (85%) ощущают поддержку со стороны семьи, когда у них возникают проблемы в бизнесе, и только 13% признались, что не чувствуют такой поддержки.

В бизнесе 38% предпринимателей участвует кто-то из их членов семьи, и 33% предпринимателей считают свой бизнес семейным. У 40% есть родственник, который мог бы стать их преемником в бизнесе, но передать бизнес родственникам хотели бы только 24%, а еще 29% предпочли бы продать свой бизнес.

Анатолий Попов, заместитель председателя Правления Сбербанка:

«Исследование ПРИМ помогает нам лучше чувствовать нужды и настроения наших клиентов-предпринимателей, предлагать необходимые им продукты и сервисы и отстаивать их интересы на государственном уровне. Так, результаты ПРИМ за III квартал говорят о том, что предпринимательская деятельность влияет не только на самого предпринимателя, но и на его близких, даже если они не работают в бизнесе вместе с ним. В связи с этим думая о специальных программах и продуктах для предпринимателей, следует готовить их в том числе для членов их семей».

Татьяна Илюшникова, заместитель министра экономического развития Российской Федерации:

«Исследование показывает, что предприниматели адаптировались к новым реалиям и чувствуют себя более уверенно. Выросло число предпринимателей, которые занимаются бизнесом ради самореализации, а не ради «выживания». Уверена, во многом поэтому предприниматели показали высокий уровень благополучия и счастья: 44% скорее удовлетворены своей жизнью, еще 21% — полностью удовлетворены».

Похожие статьи

Оператор платежной системы «Мир» признал высочайший уровень киберзащиты клиентов…

АО «НСПК» – оператор платежной системы «Мир» - провела первую конференцию по антифроду «Антифродум 2024». В рамках этой конференции прошло вручение…
Страны БРИКС заинтересовались опытом Сбера в сфере обеспечения кибербезопасности

Страны БРИКС заинтересовались опытом Сбера в сфере обеспечения кибербезопасности

Гости посетили Центр киберзащиты, который обеспечивает постоянный мониторинг и реагирование на атаки, направленные на инфраструктуру Сбера, включающую более миллиона элементов.

Аналитики выяснили, сколько россиян обращаются за медицинской помощью для…

Каждый второй россиянин сталкивался с укусом клеща, выяснили в ходе исследования СК «Росгосстрах» и Исследовательский центр Зарплата.ру.