• 23 декабря, 2022
  • 129

Добросовестные автовладельцы переплачивают в ОСАГО в среднем 600 рублей из-за бесполисников – результаты исследования

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

Такие данные были озвучены на презентации результатов масштабного аналитического исследования, проведенного Департаментом страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве РФ, по теме: «Оценка величины базового тарифа ОСАГО, позволяющего сохранить действующую систему ОСАГО в условиях санкционных ограничений и роста цен. Прогнозные оценки на конец 2022 года».

В рамках исследования был проведён сравнительный анализ публичных данных глубинных интервью с экспертами и результатов собственных социологических опросов автовладельцев, представителей страховых компаний, автодилеров и станций технического обслуживания. Результаты были представлены на пресс-конференции на тему: «ОСАГО: чего ждать автомобилистам в 2023 году», прошедшей в пресс-центре «Интерфакс» 22 декабря.

Руководитель Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового факультета Финансового университета при Правительстве РФ Александр Цыганов рассказал, что автовладельцы согласны на ремонт б/у запчастями при уменьшении срока его ожидания или предоставлении заметной скидки. Такой вывод был сделан на основании результатов опросов автодилеров и станций технического обслуживания (СТО).

«Выяснилось, что и станции техобслуживания, и автовладельцы стали более лояльно относиться к вопросу использования б/у запчастей в ремонте. Без возражений и условий готовы понижать категорию запчастей, например, вместо оригинальных применять аналоги, вместо аналогов применять восстановленные, 13% клиентов СТО, 47% – в случае предоставления существенной скидки и/или сокращения сроков ремонта. Ещё 20% готовы на это только в отношении старых машин. Пока не готовы ни при каких условиях понижать категорию запчастей только 20% автовладельцев», – отметил Цыганов.

Говоря про позицию неавторизованных сервисов, он сообщил, что большинство из них (49%) оценивают качество бывших в употреблении запасных частей как приемлемое. При этом на Дальнем Востоке применительно к неавторизованным сервисам такое мнение является единственным.

В то же время эксперт обратил внимание собравшихся на то, что сейчас ремонт б/у деталями невозможен в рамках системы ОСАГО ввиду законодательных ограничений. При этом, например, дальневосточные клиенты почти в половине случаев готовы на использование таких деталей. «В целом по стране играют первостепенную роль сроки ремонта – при приемлемом качестве запчастей ради его сокращения готовы перейти с оригинальных на неоригинальные, с неоригинальных на б/у 73% автомобилистов», – уточнил Цыганов.

Авторы исследования также выявили, что большинство респондентов (63%) негативно относятся к людям, позволяющим себе управлять автомобилем без страхового полиса ОСАГО.

«Вероятнее всего, большинство автомобилистов опасается ДТП с участием «водителей-бесполисников». Но результаты нашего исследования дают основание также говорить о том, что каждый добросовестный автовладелец платит из своего кармана за «уклониста» в среднем 596 рублей. При этом каждый добросовестный автовладелец заплатил за владельца такси, автомобиля каршеринга или молодого водителя, то есть за недотарифицированные сегменты страхования, 775 рублей или дополнительные 13,1% к средней цене полиса ОСАГО».

О ситуации с натуральным возмещением по ОСАГО, а также с водителями, выезжающими на дороги без полиса ОСАГО высказался Владимир Скворцов – генеральный директор АО «АльфаСтрахование». «Я бы задумался о том, насколько мы должны как страховое сообщество двигаться с точки зрения ОСАГО в сторону страхового ремонта, всё-таки большая часть клиентов готова получить денежную компенсацию. Понимаете, для добросовестного клиента психологически тяжело, когда он купил полис ОСАГО, попал в ДТП, пришел в свою страховую компанию и попросил отремонтировать ему машину, а страховая ему говорит, что сделать этого не может, потому что у виновника нет ОСАГО. Тогда у клиента возникает когнитивный диссонанс: он уверен, что, покупая полис ОСАГО, сможет отремонтировать свою машину или получить деньги на ремонт. Однако это не так, полис ОСАГО — это страхование ответственности автовладельцев друг перед другом. В таком случае мы рискуем попасть в нехорошую ситуацию, когда добропорядочные клиенты, которые страхуются, могут не понимать, почему их полис ОСАГО не сработал. Конечно, мы предлагаем специальные полисы и мини-продукты, которые позволяют решить эту проблему, но это все же серьезный вопрос», – сказал он.

Комментируя результаты исследования, президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев отметил:

«На основании данных коллег по стоимости полисов для высокоаварийных водителей, мы считаем, что индивидуализация и расширение тарифного коридора, в частности, оправдано. Когда есть даже небольшой сегмент клиентов, которые недотарифицированы, каждый добросовестный автовладелец неизбежно будет переплачивать за такой сегмент. Мы надеемся, что дальнейшее расширение тарифного коридора позволит, даже при изменении стоимости запасных частей, для добросовестных автовладельцев оставить прежнюю стоимость полиса и компенсировать рост запасных частей только за счет высокоаварийных автовладельцев, потому что ОСАГО – это про социальную справедливость».

Также Евгений Уфимцев прокомментировал результаты исследования, отражающие отношение автовладельцев к ремонту с использованием б/у запчастей:

«Средний возраст автомобилей в РФ – 12,5 лет. И результаты исследования подтверждают наши представления о ситуации с ремонтом: владельцы более старых моделей уже сейчас ремонтируют их б/у запчастями, потому что новых просто не найти, кроме того, это экономически выгодно. Мы со своей стороны всегда говорили, что не хотим внедрять что-то, что не имеет реального практического смысла, не хотим загонять людей в неудобную для них ситуацию. Мы, прежде всего, хотим, чтобы стоимость полисов ОСАГО для добросовестных водителей не увеличивалась, и чтобы была возможность отремонтировать машину по страховке. По сути, для достижения этих целей нужно легализовать и ввести в практику страховых то, что уже практикуют сами автовладельцы».

Резюмируя, президент РСА сказал:

«Я считаю, что использования запасных б/у запчастей не нужно бояться, мы всегда выступаем за безопасность и говорим, что нужно использовать только кузовные элементы, которые не влияют на безопасность дорожного движения. Это позволит действительно быть справедливыми, не поощрять бытовое страховое мошенничество и, самое главное, улучшить ситуацию с натуральным возмещением, не увеличивая при этом стоимость полиса даже в кризис. Вот три базовые вещи, к которым мы будем стремиться в 2023 году: справедливость, неотвратимость касательно покупки полиса и легализация б/у запчастей».

Похожие статьи

Как будет работать механизм выявления водителей без ОСАГО по…

Эксперимент планируется начать 1 марта 2025 года. Разбираемся, как будут выявлять нарушителей и что будет им грозить.

Законодатели хотят упростить оформление ДТП по европротоколу

Правительство внесло в Госдуму законопроект о возможности оформлять электронное извещение о ДТП через госуслуги для всех страхователей ОСАГО.

Форум Finopolis: какие изменения ждут ОСАГО в ближайшем будущем?

С 16 по 18 октября в городе Сочи прошел форум Finopolis, на котором обсудили тенденции и возможности применения современных цифровых технологий…