• 25 апреля, 2024
  • 4

Эксперт перечислил, какие б/у запчасти нельзя использовать при ремонте автомобиля

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

За основу взят анализ опыта стран ЕС и США, где активно используют восстановленные и б/у автокомпоненты.

На конференции «Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании» одним из вопросов, который обсудили эксперты страхового рынка, стал дефицит автодеталей и увеличенные сроки их поставки, вызванные уходом ряда производителей с российского рынка из-за западных санкций. Виталий Комаров, первый заместитель гендиректора по научной работе «Научно-исследовательского института автомобильного транспорта» (ОАО «НИИАТ») рассказал, что в качестве одной из мер по поддержанию эффективного и безопасного функционирования рынка автомобильных перевозок может стать использование б/у автокомпонентов при ремонте по ОСАГО. Это позволит сократить простой в ремонте из отсутствия запасных частей на 80-90%.

В НИИАТ изучили мировую законодательную практику по этому вопросу.

Выяснилось, что в мире последние годы наблюдается тренд на использование восстановленных и б/у запчастей, но не потому, что у них есть трудности с поставками новых, как в России, а в рамках перехода к «зеленой экономике», сокращения использования ресурсов и защиты окружающей среды. Например, во Франции был принят закон, который не просто разрешает, а обязывает автосервисы предлагать клиентам возможность использовать восстановленную или бывшую в употреблении деталь, эквивалентную новой оригинальной детали, при ремонте автомобилей после гарантии. «При этом восстановленные и б/у запчасти должны соответствовать тем же стандартам, которые предъявляются к новым деталям с точки зрения качества, безопасности и долговечности», – уточнил Комаров.

В США упор делается на восстановленные детали. Ещё в октябре 2015 года там вступил в силу федеральный закон, который регламентирует подобные вопросы. Если же говорить о страховых компаниях, то, например, в Великобритании из 20 рассмотренных страховщиков все используют запчасти вторичного рынка и почти все – переработанные детали. «Страховые компании исходят из того, что, если автомобиль не новый, то его компоненты являются бывшими в употреблении и их необязательно заменять новыми деталями. Это оформляется на законодательном уровне», – рассказал представитель НИИАТ. Он также перечислил автомобильные бренды, поддержанные запчасти которых пользуются наибольшим спросом. В топ-5 входят: VW, Volvo. Toyota, Ford, Audi.

При этом анализ мировой нормативной практики выявил следующие автодетали, которые нельзя использовать повторно:
  • все подушки безопасности;
  • автоматические и неавтоматические ремни безопасности в сборке;
  • сиденья в тех случаях, если крепления ремней безопасности и/или подушки безопасности встроены в них;
  • устройства блокировки рулевого управления, воздействующие на рулевую колонку;
  • иммобилайзеры;
  • системы последующей обработки выбросов (например, каталитические нейтрализаторы, сажевые фильтры);
  • глушители.

Директор по защите активов Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов согласился, что проблемы с запчастями беспокоят практически всех страховщиков, которые занимаются ОСАГО.

Сергей Ефремов:

«Особенно эта проблема актуальна для Дальнего Востока. Например, в Приморском крае 85% автомобилей – праворульные, со средним сроком эксплуатации 20 лет. Эти автомобили, конечно же, никто не ремонтирует новыми запчастями. СТО и автовладельцы используют б/у запчасти, привезенные с так называемых «разборок» Японии и Кореи. Хотя страховщики при этом по Единой методике (прим.: определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства) делают расчет по новым запчастям, но их просто нет в наличии».

Таким образом, разрешение использовать б/у и восстановленные запчасти в рамках ОСАГО помогло бы поднять долю натурального возмещения, то есть ремонта, в том числе и по праворульным автомобилям, сняв тем самым с автовладельцев необходимость самостоятельно искать нужные запчасти и договариваться с автосервисом.

Похожие статьи

«АльфаСтрахование» провела в Липецке масштабную конференцию «Эволюция ипотечного рынка…

Липецкий филиал «АльфаСтрахование» организовал конференцию для представителей рынка недвижимости региона на площадке Центра опережающей профессиональной подготовки Липецкой области.
ДЛЯ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ НУЖЕН КОНТРОЛЬ

ДЛЯ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ НУЖЕН КОНТРОЛЬ

ОСАГО на российском рынке действует уже более 20 лет, но этот социально значимый вид страхования по-прежнему находится в фокусе внимания законодателей.…
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАХОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАХОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

В апреле начала работу новая единая информационная система, которая со временем объединит и сделает доступной для страхователя всю информацию о его…