• 29 ноября, 2019
  • 152

Создать нормальный рынок. Почему тарифы ОСАГО должны стать свободными

Почему появился новый законопроект

Главные споры развернулись вокруг двух пунктов законопроекта. Первый – это отмена регионального коэффициента. Сейчас в регионах действуют различные коэффициенты, которые применяются ко всем водителям отдельного города. Их отмена, как посчитали законодатели, может привести к подорожанию полиса для регионов, где действует региональные скидки.

Такие опасения не лишены смысла, и здесь важно, с одной стороны, добиться справедливых тарифов, с другой – не допустить резкого роста цен. Обязательное страхование должно сохранить свою социальную функцию.

Когда законопроект обсуждали на профильном комитете в Госдуме высказали мнение, что нивелировать эту проблему можно следующим образом. Нужно за отправную точку существующих базовых характеристик взять нижнюю границу коридора. И устанавливать новые тарифы по нижней границе – с учётом максимального понижающего коэффициента. Тогда и роста цен возможно будет избежать. Полагаю, к этой идее ещё когда-нибудь вернутся. Но пока от неё отказались – территориальный коэффициент будет сохранен.

Следующий диалог развернулся вокруг четырехкратного увеличения лимитов выплат при причинении вреда здоровью в случае ДТП с 500 тысяч до 2 млн рублей. По подсчетам Российского Союза Автостраховщиков (РСА), в таком случае ОСАГО в среднем может подорожать на 23%. Здесь действительно тонкая грань, и можно переусердствовать с размером этих выплат. А это уже может привести к росту цен. Эту норму тоже исключили из депутатского законопроекта.

Страховщики сказали, что в целом их такой вариант устраивает. Главное, что речи об отказе от реформы не идёт: персонализация – это единственно возможный путь развития ОСАГО. И все это понимают. Страховые компании должны получить бОльшую свободу в плане определения тарифов для конкретного водителя. Именно это позволит сделать конкуренцию между страховыми компаниями действенной и работающей.

Сейчас формирование тарифа не учитывает индивидуальных рисков, а полностью запрограммировано законодательно формальными коэффициентами. В итоге мы уже прошли через низкое качество оказания услуг, недоступность полисов в ряде регионов вследствие того, что страховщики сворачивали там свою деятельность. И хотя проблема с доступностью полисов решена – благодаря электронным сервисам – лучше, чтобы страховщики заходили во все регионы сами, открывали там офисы. Это возможно только с развитием нормальной конкуренции.

И хотя из законопроекта изъяли расширение тарифного коридора и закрепили региональный коэффициент, компании смогут назначать более индивидуальные тарифы исходя истории нарушений ПДД: если водитель неоднократно в течение года совершает грубые нарушения, то цена страховки для него повысится.

Когда говорят о персонализации ОСАГО, развитии конкурентного рынка, некоторые начинают пугать безудержным ростом цен. Опасения основаны на том, что мол, как только развяжут руки страховщикам они тут же задерут цены. Но я напомню, что в этом году Банк России уже отпускал тарифы на 20%. И по данным РСА за прошедшие 10 месяцев 2019 года средняя премия ОСАГО уменьшилась на 5,3% – с 5 705 до 5 400 рублей.

Как отметили в Аналитическом кредитном рейтинговом агентстве (АКРА) рост цен сдерживает высокая конкуренция. Если ещё несколько лет назад у нас в ОСАГО доминировал «Росгосстрах», то сейчас на рынке активно работают десятки компаний. И конкуренция – это главный аргумент, доказывающий, что безудержного роста цен не будет, поскольку компании начнут биться за хороших водителей, которых в нашей стране большинство.

Опасения, будто страховые компании немедленно задерут тарифы на максимум, беспочвенны. ОСАГО стало выгодным бизнесом, и компании, пренебрегающие интересами клиентов, немедленно начнут терять рынок.

Я обычно привожу в пример рынок такси. Это единственная отрасль в России, где стоимость поездки снижалась даже во время кризиса, когда всё остальное в нашей стране дорожало. В итоге сейчас мы имеем одни из самых низких цен на такси в мире. Это следствие очень жесткой конкуренции.

Порой мне приходится сталкиваться с критикой такого сравнения: ведь ОСАГО – обязательный сегмент страхования, тогда о какой свободе и конкуренции может идти речь? Но мне кажется такая позиция неверной. Обязательность не должна делать этот вид страхования не интересным и убыточным бизнесом. Все водители хотят получать высокий уровень сервисов, быстрое и справедливое урегулирование убытков. А это возможно только с развитием конкурентной среды. Конечно, можно вообще не покупать полис, и ездить с фальшивым бланком. Но мы же говорим о цивилизованном подходе.

Автор – Александр Евсин, заместитель руководителя Центра организации дорожного движения ЦОДД

Похожие статьи

Объявлены имена лауреатов XIX Премии «Финансовая элита России 2024»

Объявлены имена лауреатов XIX Премии «Финансовая элита России 2024»

18 декабря 2024 года в Москве состоялась девятнадцатая церемония вручения наград премии «Финансовая элита России» — одной из старейших ежегодных премий…

Осенние выплаты по ВЗР превысили 14 млн руб.

С сентября по ноябрь 2024 г. Совкомбанк Страхование урегулировала 371 случай по полисам страхования путешественников на сумму 14,1 млн руб.

Специалисты филиала «МАКС-М» в Махачкале напомнили застрахованным о важности…

Страховые представители филиала АО «МАКС-М» Махачкале проводят работу не только по привлечению граждан к прохождению диспансеризации, но и отслеживают качество ее…