- 29 ноября, 2019
- 140
Финансирование базовой программы ОМС на 2020 год составит более 2,2 триллионов рублей
Конгресс собрал представителей свыше 30 общественных организаций, федеральных министерств, фондов и служб. Они обсудят вопросы взаимодействия госорганов и пациентских сообществ, которое должно послужить основой построения пациент-ориентированного здравоохранения в России на основе медицинского страхования.
«За последние годы создан очень серьезный институт страхования, который защищает права всех пациентов в системе ОМС. И основным принципом реализации ОМС является гарантия бесплатного оказания медпомощи. Один из элементов реализации этой гарантии – финансирование базовой программы ОМС. На 2020 год уже утвержден бюджет: базовая программа медстрахования будет стоить 2,2 триллиона рублей, что более чем в три с половиной раза превышает расходы на оказание медицинской помощи в базовой части, если сравнивать с показателями последних семи лет», – сказала Светлана Кравчук на пленарном заседании конгресса.
Министр здравоохранения Вероника Скворцова назвала российскую модель здравоохранения одной из самых передовых в мире. «Система огромная, у нас 75 тысяч медучреждений и 2,5 миллиона только специалистов. Но мы единственная страна в мире, которая бесплатно посещает больных на дому, нигде больше нет вызова на дом, ни в одной стране мира», – подчеркнула министр. Она добавила, что сегодня российские пациенты не должны долго ждать самых различных исследований, в том числе и дорогостоящих. «При подозрении на онкологические заболевания со следующего года – это 7 рабочих дней, включая любой метод, КТ, МРТ и так далее»,– заметила она.
«Сегодня уже нет бесполезных споров нужна ли нам страховая модель в здравоохранении, – отметил председатель исполнительного комитета МОД «Движение против рака», член Общественного совета при Минздраве России Николай Дронов, – система ОМС становится драйвером российского здравоохранения».
Светлана Кравчук отметила, что только с 2013 года базовая программа ОМС стала бездефицитной, что позволило включить в нее всеобщую диспансеризацию.
«Если в 2014 году это были только отдельные категории граждан и дети, то к 2020 году это уже всеобщая диспансеризация взрослого населения страны. Плюс мы полностью включили в систему ОМС ЭКО, гемодиализ, КТ и МРТ, ПЭТ-диагностику. То есть мы все больше расширяем возможности, которые предоставляются пациентам не по квоте. Сегодня это уже целый перечень доступных населению медуслуг, оказываемых методом высокотехнологичной помощи в рамках базовой программы, что позволило увеличить доступность населения к данным методам», – подчеркнула представитель ФОМС.
По ее словам, помимо финансирования, ключевым для ОМС является создание системы защиты прав застрахованных.
«Система страховых представителей действует с 2016 года. Страховые представители сегодня работают на горячих линиях в круглосуточном режиме. Это те люди, которые сопровождают и организуют проведение диспансеризации и профилактических осмотров совместно с медорганизациями. Такой принципиально новый подход внедряется с прошлого года и уже нашел отражение в рамках реализации нацпроектов текущего года. Это не только непосредственное сопровождение при организации диспансеризации и индивидуального информирования, но и контроль постановки на диспансерное наблюдение», – рассказала Светлана Кравчук.
Она отметила, что в этом году о необходимости прохождения диспансеризации было проинформировано 50 миллионов человек. В результате такой работы число россиян, пришедших на профилактические осмотры, увеличивается на 6-7% в год.
«Индивидуальная работа страховых медицинских организаций с застрахованными лицами приносит результаты в профилактике, которая сегодня является приоритетным направлением развития здравоохранения», – сообщила заместитель начальника Управления организации ОМС Инга Цветцих. Она рассказала, что если в 2017 году профилактикой было охвачено 21,2 млн человек, то в 2018 – 2018 – 30,8 млн человек, а в 2019 – 52,2 миллионов.
«Тут важно взаимодействие страховых организаций, которые разъясняют, как можно записаться на диспансеризацию, когда приезжает мобильная бригада… Важен и контроль диспансерного наблюдения. В текущем году 4,5 миллиона человек поставлены на диспансерное наблюдение. Теперь необходимо продолжить работу с этой группой населения. Как часто их приглашают на диспансерное наблюдение, приходит ли население, причины, почему не приходит… Это
индивидуальная работа страховых представителей, которая дает пациенту возможность узнать о своих правах», – пояснила Светлана Кравчук.
Важный момент в реализации Национального проекта «Здравоохранение» работа с онкопациентами. По словам Светланы Кравчук, в текущем году очень серьезно увеличено финансирование по программе борьбы с онкологией.
«В этом году 70 миллиардов рублей дополнительно направлено на химиотерапию, на обеспечение необходимыми препаратами онкопациентов. В следующем году мы увеличиваем еще на 50 миллиардов рублей вложения в лечение онкозаболеваний. В систему ОМС входит не только ПЭТ-диагностика, но и ПЭТ-лечение», – рассказала представитель ФОМС.
С целью контроля качества медицинской помощи ФОМС и территориальные фонды и страховые медицинские компании не только мониторируют ее фактическое оказание, но и определяют нормативы объема и финансовой стоимости лечения, госпитализаций в стационары, обеспечения лекарствами.
«Это позволяет нам обеспечить пациентам средства и медицинские современные технологии, в которых они нуждаются», – добавила Кравчук.
Кроме того, она отметила важность обратной связи страховых представителей со страховыми медицинскими организациями, важность включения представителей пациентских организаций в координационные советы по защите прав застрахованных в регионах, а также необходимость систематизировать работу фондов ОМС с пациентскими сообществами.
Не менее важно для реализации прав пациентов в системе ОМС, информированность самих пациентов о своих правах. Эта задачу решают страховые медицинские организации. Министр здравоохранения Вероника Скворцова заметила, что сегодня система страховых медицинских организаций переживает трансформацию. «Количество страховых медицинских организаций резко уменьшилось – со 150 до 35. Остались только самые сильные и ответственные. Мы развиваем систему защиты прав пациентов на основе страховых медицинских организаций как части системы обязательного медицинского страхования», – сказала министр.
Она отметила что сегодня многое сделано для защиты прав пациентов. До 2024 года в каждом регионе каждая медицинская страховая организация должна иметь профильный офис по защите прав пациентов.
Одновременно с этим страховые медицинские организации используют инновационные методы для взаимодействия с пациентами. Министр здравоохранения высоко оценила инициативу компании «Капитал МС». Страховая медицинская организация приступила к выводу на рынок нового интернет-сервиса для пациентов – «Виртуального помощник», который не требует мобильного сервисного приложения, при этом его можно использовать через любой мессенджер. «Информирование пациентов очень важно, и мы информируем их и традиционными способами – через смс, телефонные обзвоны, почтовую рассылку и т.п. Но люди 20-45 лет не так часто обращаются в медицинские учреждения, и не очень откликаются на смс-оповещения, но много времени проводят в социальных сетях и месенджерах, – рассказала генеральный директор «Капитал МС» Надежда Гришина, – для этой категории граждан мы создали интрнет-сервис, который позволит получить доступ ко всей информации об организации медицинской помощи по ОМС.
Уже сегодня компания реализовала через интернет сервис образовательный курс для пациентов «Как лечиться бесплатно». На курс можно записаться через официальный сайт «Капитал-МС». Пользователи могут бесплатно получать уроки на свою электронную почту. «Данный курс также размещен на популярной виртуальной платформе Академия «Лайфхакер» с несколькими миллионами пользователей, и за месяц его прошли уже более 2, 5 тыс. человек», – рассказала Надежда Гришина
С помощью «Виртуального помощника» в скором времени можно будет узнать о диспансеризации, о том, какие возможности предоставляет система ОМС, как получить полис ОМС, какие профилактические обследования можно пройти бесплатно для конкретного пола и возраста, и связаться напрямую со страховым представителем компании.
В дальнейшем наглядные возможности интернет-сервиса для застрахованных «Капитал МС» планирует демонстрировать в медицинских учреждениях, в печатных информационных материалах компании, а также в сети интернет.
Вероника Скворцова поддержала данную инициативу. «Это эффективное быстрое решение проблем застрахованного. Сделано все очень понятно – можно получить доступ к основной информации о бесплатном оказании медицинской помощи. Работает прекрасно,– сказала она. – Я считаю, что подобные системы необходимо внедрять как можно шире».