• 28 апреля, 2018
  • 133

ГЛАВНОЕ — ДЕРЖАТЬ ФОКУС

Замашкина Наиля

Операционный директор Fintech Lab

В апреле завершился первый Insurtech-акселератор на страховом рынке, который провела компания «Финтех Лаб». О своих впечатлениях от проекта, трудностях и успехах рассказала Наиля Замашкина, операционный директор «Финтех Лаб»

Общее впечатление от первого акселератора: что получилось, а что нет? Как строились отношения со страховщиками и участниками?

Это был первый Insurtech-акселератор и второй финтех-акселератор, организованный «Финтех Лаб». В первом акселераторе партнерами были банки, мы проводили его летом 2017 года.

Чем мы довольны, так это тем, что у нас получился контакт с партнерами — «АльфаСтрахованием», «ВТБ Страхованием» и «Д2 Страхованием». Мы учились работать вместе и не просто работать, а достигать результата. Также удалось поддерживать хороший контакт с командами. Важно было, чтобы стартапы не воспринимали нас как надзорный орган, а слушали и применяли услышанное в своем бизнесе.

В Insurtech Lab были очень зрелые команды. С одной стороны, это здорово и удобно — команда, умеющая делать и продавать свой продукт, дорогого стоит; с другой стороны, на нас лежала большая ответственность: быть полезными этим командам, сделать образователь-ную программу ценной и для них тоже. Всегда радуюсь словам благодарности от команд в адрес акселератора.

С какими трудностями пришлось столкнуться? Как они преодолевались? Как формировалась команда?

Трудности есть всегда, и одна из них хроническая — это вовлечение команд и партнеров во внутренние процессы акселератора. По сути, мы вторгаемся в текущую жизнь команд и партнеров, отвоёвываем там время для себя и совершенно логично в первый момент натыкаемся на сопротивление.

Мы решали эту задачу проведением общих мероприятий: лекционные занятия с известными спикерами (у нас, например, был в гостях Александр Горный, директор по стратегии Mail.ru), совместные тренинги, в которых участвовали и команды, и партнеры. Совместные активности настраивают на рабочий лад и позволяют наладить неформальные контакты.

Может показаться, что командам важнее партнеры, чем партнерам команды, но это не так. Для партнеров команды и их стиль ведения бизнеса — другая планета, но общаться им любопытно и полезно.

Что ждет проекты дальше? Будет ли акселератор оказывать им помощь и какая именно помощь нужна проектам?

Сейчас стартапы проводят пилотные проекты. Идеально, если за этим последует коммерческое внедрение. Кстати, две команды уже в процессе акселерации сразу договорились о коммерческих проектах, то есть вопросы уже решены.

Со стороны акселератора мы предлагаем поддержку проектов трекинг-сессиями. Это означает очную встречу с проектом для отслеживания результатов и фокуса команды. Команды могут проводить такие сессии самостоятельно — все важные вопросы, задаваемые на подобных сессиях, они и так знают. Один из главных вопросов: «Зачем ты это делаешь?». Мы помогаем командам сфокусироваться на самом важном. Именно потеря фокуса чаще всего является причиной слабости проекта.

Есть ли риск, что в самостоятельном полете они не справятся с трудностями?

Риск, конечно, есть, но небольшой. Мы не брали слабые команды и не выращивали их со стадии идеи. Команды в Insurtech Lab уже были зрелые и самостоятельные.В любом случае, мы держим связь со всеми своими выпускниками. Они всегда могут обратиться к нам с вопросами, а мы при необходимости поможем привлечь нужную экспертизу.

Какие можно им дать советы?

С одной стороны, не замыкаться в себе, поддерживать общение с другими командами и обмениваться опытом. С другой стороны, быстро и вовремя запрашивать помощь, не ждать критических ситуаций. Иногда непонятно, откуда может прийти помощь, главное — вовремя ее запросить.

Советую стартапам планировать свою деятельность: строить планы как на неделю, на месяц, так и на год-два-три — это очень расширяет сознание. Также важно делегировать задачи, чтобы вся команда чувствовала себя нужной. Это важно для целостности самой команды и для профилактики выгорания фаундера. Загруженный фаундер стремительно выгорает и может случиться непоправимое.

Проекты в каких направлениях Вы считаете наиболее перспективными?

Я рада, что в этом акселераторе успех имели сервисы, приносящие комфорт именно пользователям. Здорово, что крупные компании мыслят такими категориями. Это всякого рода рекомендательные сервисы, подстраиваемые под разных клиентов. Также могу выделить инфраструктурные проекты, которые не видны снаружи, но ускоряют бизнес-процессы больших компаний изнутри. Хорошо, что страховые компании не настаивают на том, чтобы делать аналогичное решение самостоятельно — они готовы брать в партнерство стартап-команды.

Когда следующие акселераторы?

Следующий межбанковский акселератор стартует уже в мае — Banktech 2018. Следующий страховой акселератор Insurtech Lab будет осенью 2018 — в мае-июне мы объявим даты его проведения. Но заявку на участие можно подать уже сейчас на почту: insurtech@fintech-lab.ru. Надеемся, что партнеры пойдут с нами и во вторую программу.

Нуждается ли ваш собственный проект в поддержке и чьей?

Мы, по сути, как стартап-команда — никогда ни от чего не отказываемся, при этом стараемся держать фокус на главном. Мы приглашаем в партнеры страховые компании для участия во второй Insurtech программе. Акселератор дает возможность пилотировать сервисы и продукты, которых нет в компании, тем самым усиливая и улучшая бизнес-процессы. Участие сотрудников партнера в образовательной программе включено в стоимость акселератора — это возможность посмотреть на процессы глазами стартапа.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

«ПОТРОГАТЬ РУКАМИ»

Операционный директор Fintech Lab Наиля Замашкина рассказала журналу о работе второго страхового акселератора Insurtech 2.0. Главная ценность, которую получают партнеры проекта…

НАЙТИ И ОБЕЗВРЕДИТЬ

Практически каждый бизнесмен или топ-менеджер знаком с понятием «управление рисками», суть которого сводится к «снижению вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизации…

ПЕРВЫЙ АКСЕЛЕРАТОР РАБОТАЕТ

В декабре 2017 года стартовал первый страховой финтех-акселератор, 12-недельная программа, ориентированная на развитие взаимодействия между финтех-стартапами и страховыми компаниями. На вопросы…