- 10 декабря, 2017
- 206
ГЛАВНОЕ — ДОВЕРИЕ КЛИЕНТА
Несмотря на активность «автоюристов», по состоянию на конец 2017 г. в области взаимодействия судебной системы и страховой отрасли отмечены позитивные изменения — считает начальник управления претензионно-исковой работы компании «Ингосстрах» Татьяна Комарова. Комплексные меры, предпринятые в 2016–2017 гг. на уровне государственных органов, правоохранительной и судебной системы совместно со страховым сообществом, дали результат: меняется отношение судов к страховым спорам.
На Ваш взгляд, какие проблемы во взаимодействии страховщиков с судами сегодня ощущаются наиболее остро?
Наверное, самая серьезная проблема связана с тем, что суды несвоевременно извещают страховщиков о начале процесса. Дел рассматривается очень много — высока активность посредников, которую я не побоюсь назвать «потребительским терроризмом». Они в интересах наживы используют разного рода пробелы в законодательстве об ОСАГО, выделяют сопутствующие требования в самостоятельные иски, удваивая их количество. И суды настолько загружены, что мы получаем повестки о назначении даты слушаний по делам, в которых мы выступаем ответчиками, за день или за два до заседания, в лучшем случае за неделю. Ознакомиться с делом также бывает затруднительно: страховщиков в каждом городе много, в назначенный судом день возникают очереди. В результате страховщики не всегда могут качественно подготовиться к процессу, чтобы противостоять злоупотреблениям «автоюристов».
Некоторое время назад от страховщиков часто приходилось слышать, что суды выносят решения серийно, не вникая в содержание дел и не учитывая специфику страхования. Распространены ли сейчас подобные ситуации?
Такие случаи еще есть, но на настоящий момент эту практику уже нельзя назвать массовой. Она характерна только для определенных регионов и городов — например, Волгограда, Краснодара, Майкопа. Но и там она не является повсеместной. Тем более, что сегодня и апелляционная, и кассационная инстанции суда к таким делам относятся очень внимательно.
То есть, получается, что проблему явно ангажированных автоюристами судей удалось разрешить?
Скорее, да. Стоит отметить, что те совещания, которые были проведены в последний год с привлечением органов государственной власти, Центробанка, правоохранительной системы, в целом дают положительный результат. Также помогли меры, принятые в рамках самой судебной системы на уровне регионов. Например, в Краснодаре в апелляционной инстанции был создан отдельный состав судей, которому было поручено рассмотрение страховых споров. В него вошли профессионалы со знанием специфики страхового права. И именно благодаря усилиям этой коллегии в регионе удалось переломить тенденцию несправедливого рассмотрения дел.