- 14 июля, 2023
- 120
Инфографика: Как изменилось ОСАГО за 20 лет
ОСАГО: общественная экспертиза
Информационный проект
ОСАГО пришло в Россию 20 лет назад – с 1 июля 2003 года отечественные водители, ставившие автомобили на учет в ГИБДД, начали страховать свою автогражданскую ответственность. С 1 января 2014 ОСАГО стало обязательным для автовладельцев по всей стране.
Глава Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев отметил, что все эти годы автострахование в России менялось и совершенствовалось с учётом мнений и запросов владельцев транспортных средств. Сохранить фокус на интересах страхователей – приоритет развития и в будущем.
Что изменилось с введением системы ОСАГО? И что ждёт автовладельцев в будущем? После внедрения полиса обязательного страхования автогражданской ответственности существенно упростился процесс решения спорных ситуаций при возникновении дорожно-транспортных происшествий. Важно, что система ОСАГО защищает обе стороны в случае ДТП.
С течением времени система совершенствовалась. Среди базовых изменений, повлиявших на развитие системы ОСАГО, стало введение в 2009 году упрощенной процедуры оформления ДТП – так называемого «Европротокола». Упрощенное оформление ДТП осуществляется без участия сотрудников полиции. Урегулирование спорных ситуаций на дороге стало происходить быстрее. Это оценили и автомобилисты: по статистике РСА, на конец июня этого года доля заявлений, оформленных по Европротоколу, составила 40,2%.
Следующей вехой совершенствования системы стало введение единой методики расчёта стоимости восстановительного ремонта в 2014 году. Были разработаны и утверждены первые справочники стоимости автозапчастей, по которым стали производить расчеты компенсации ущерба и выплаты по ОСАГО.
Затем произошло увеличение страховых сумм по договорам ОСАГО – лимит страховой выплаты по одному страховому случаю на одного потерпевшего за причинение вреда имуществу третьих лиц увеличился со 120 тыс. руб. до 400 тыс. руб., а лимит страховой выплаты на страховой случай по причинению вреда жизни и здоровью третьих лиц увеличился со 160 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Лимиты страховых выплат на один страховой случай были отменены.
Важным элементом, учитывающим особенности каждого страхователя ОСАГО, стала индивидуализация тарифов полиса, обеспечивающая более справедливые условия для автовладельцев. С 2020 года водители, которые не попадают в аварии и соблюдают ПДД, больше не спонсируют высокоаварийных соседей по дороге – теперь стоимость полиса напрямую зависит от поведения за рулем, а также возраста, опыта, характеристик транспортного средства и других факторов.
Цифровизация также не обошла отрасль стороной. 1 июля 2015 появилась возможность оформить полис ОСАГО онлайн через компьютер или телефон. «Автогражданка» стала более доступной. Статистика показывает, что по итогам первого полугодия 2023 года электронные полисы составили 61% от всех договоров.
Развитие цифровой системы открыло возможность фотофиксации, которая сопровождает оформление европротоколов: так страховые компании смогли видеть повреждения авто, обстоятельства ДТП и, принимать решения по компенсациям на основе этих данных. По статистике РСА, с января по май 2023 года количество фотофиксаций данных о ДТП составило 48 тысяч – в два раза больше аналогичного периода прошлого года. Фотофиксации оформлялись при помощи приложений “ДТП.Европротокол”, “Помощник ОСАГО” и “Госуслуги Авто”. Оформление ДТП с использованием фотофиксации позволяет страхователю получить возмещение по ОСАГО в пределах 400 тысяч рублей, если у его участников нет разногласий.
Система обязательного страхования автогражданской ответственности развивается, как и запросы граждан. Например, во многих семьях стало по два, а то и по три автомобиля. Причем какой-то из них может использоваться очень редко. Для таких случаев предлагается ввести краткосрочные полисы ОСАГО. Предполагается, что они будут доступны уже осенью 2023 года.