- 16 февраля, 2017
- 158
Упрощенной процедурой корректировки КБМ в полисах ОСАГО воспользовались более 1 млн автовладельцев
«Упрощенный алгоритм корректировки КБМ был введен чуть более года назад. Страховые компании активно подключились к этой процедуре и уже отработали более 1 млн запросов страхователей», – сказал И.Юргенс.
Введенная система позволяет автовладельцам исправить некорректный коэффициент «бонус-малус». «Причины, по которым коэффициент применен неверно – разные. К ним приводит невнимательность самих страхователей – например, они не сообщили вовремя в страховую компанию о замене паспорта или водительского удостоверения. В этом случае система РСА не находит сведений о нем и распознает как нового автовладельца. Соответственно, применяется коэффициент без скидки, которая, допустим, была у водителя в предыдущем периоде. Неточности могут допускаться и самими сотрудниками компаний или агентами при заключении договора ОСАГО», – пояснил президент РСА.
Благодаря этому нововведению, РСА зафиксировал в 2016 году почти двойное снижение числа обращений по вопросу применения коэффициента КБМ. Так, если за 2015 год было зафиксировано 43 134 обращений (72,1% от общего числа обращений), то за 2016 год их число составило уже 23 276 (44,9%).
Процедура действует следующим образом: если автовладелец не согласен со значением КБМ в действующем договоре или в договоре, который он планирует заключить, то он может обратиться в свою страховую компанию или в ту компанию, с которой планирует заключить договор, с соответствующим заявлением.
"Раньше человеку для того, чтобы исправить коэффициент, приходилось обращаться ко всем предыдущим страховщикам, у которых он покупал полис. Теперь следует написать заявление лишь в одну организацию. Это существенно упрощает задачу», – добавил президент союза.
Если компания не может оперативно устранить причины некорректных сведений в системе, то РСА в течение 5 рабочих дней по запросу этого страховщика проводит свою проверку. По ее результатам компания обязана исправить значение коэффициента, если он действительно неверно применен, и учитывать при заключении договора.
Благодаря в том числе этой работе число водителей со скидкой по ОСАГО, то есть с КБМ меньше 1, за год выросло на 2,1 млн человек, ею пользуются 78% автовладельцев. Так, по данным на конец 2015 года, скидки имели 46,9 млн человек (69%), тогда как по состоянию на конец 2016 года водителей со скидками насчитывалось уже 49 млн человек (78%). Скидку более 20% (то есть КБМ составляет менее 0,8) по итогам прошлого года имеют 31% автомобилистов (19,5 млн человек). Максимальную скидку в размере 50% (КБМ 0,5) получили 12,54% водителей (7,9 млн человек).
Нужна реформа КБМ
Наличие трудностей с применением КБМ говорит о том, что есть общая проблема страхового рынка и система начисления КБМ нуждается в реформировании, отметил И.Юргенс. РСА разработал модель того, как должна выглядеть эта система. «Основной принцип, который мы закладываем, обеспечивает скидки дисциплинированным водителям и надбавки для аварийных автомобилистов, чтобы исправить ситуацию, когда «хороший» платит за «плохого», – отметил И.Юргенс.
Предполагается, что РСА будет рассчитывать значение КБМ ежегодно, и оно не будет меняться в течение года. «Это сделает значение КБМ более понятным и прозрачным для автовладельцев, будет мотивировать их ездить аккуратно в течение года, сохраняя тем самым чистоту своего коэффициента» – сказал президент РСА.
Как рассчитывает РСА, пояснил И.Юргенс, предлагаемый механизм позволит значительно сократить число жалоб, которые зачастую возникают из-за того, что человек может быть вписан в разные полисы, в результате один водитель может иметь несколько КБМ. «Водитель гарантированно будет сохранять свои накопленные бонусы, но при этом он гарантированно получает «малус» по итогам года за каждый страховой случай по своей вине вне зависимости от того, по какому договору страхования был данный убыток», – сказал он.
Также РСА предлагает изменить порядок применения КБМ для полисов "мультидрайв" (сейчас при попадании автомобиля в ДТП повышающий коэффициент присваивается собственнику транспортного средства). По этой категории полисов предлагается установить максимальный размер ставки коэффициента, поскольку такой собственник вправе допустить к управлению автомобиля любого водителя, в том числе сильно аварийного и молодого.
По договорам с юридическими лицами предусмотрено введение также единого КБМ, рассчитываемого как среднее арифметическое для автопарка. Такой подход упростит процесс прохождения конкурсов, сделав его более прозрачным и исключив возможность ценовой конкуренции, запрещенной в ОСАГО, пояснил И.Юргенс. "Этот подход позволит значительно упростить порядок тарификации договоров ОСАГО по большим паркам по единому КБМ. Юридическое лицо будет сохранять накопленный КБМ при обновлении автопарка при заключении договоров ОСАГО в отношении новых транспортных средств, пояснил И.Юргенс.