• 24 апреля, 2018
  • 119

Плоды экономии: свободные деньги прирастают

«Свободные деньги» домохозяйств в контексте данного исследования – это денежные средства, которые остаются у домохозяйства после покупки необходимых продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг. Это именно те средства, которые домохозяйство может израсходовать на отдых, развлечения, дополнительное образование, ремонт или отложить для крупной покупки (квартира, дача, автомобиль и т.п.).

Индекс свободных денег рассчитываются как разница между доходами домохозяйства и затратами на необходимые товары и услуги. Средние доходы домохозяйств определяют на основе собственных расчетов Ромир и Росстата. А затраты на необходимые товары и услуги рассчитывается на основе данных панельного исследования Romir Scan Panel*.

Доходы домохозяйства складываются из регулярных и разовых денежных поступлений, получаемых всеми членами домохозяйств (семей) из различных источников:

* заработная плата с различными начислениями и доплатами;

* пенсии, пособия, стипендии, страховые и социальные выплаты;

* доходы от предпринимательской деятельности;

* доходы от операций с личным имуществом;

* другие виды доходов.

Для расчета индекса свободных денег все затраты домохозяйств были разделены на две группы по степени важности для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств: необходимые (первоочередные) и желательные (вторичные). Основным фактором при распределении затрат по данному признаку является степень свободы домохозяйства в распределении расходов на удовлетворение тех или иных нужд и потребностей. В случае с необходимыми (первоочередными) затратами у домохозяйств свобода выбора отсутствует, поскольку данный вид расходов необходим для обеспечения элементарной жизнедеятельности домохозяйства.

К необходимым (первоочередным) относятся затраты на следующие виды товаров и услуг:

* продукты питания;

* непродовольственные товары повседневного спроса;

* жилищно-коммунальные услуги;

* бытовые услуги;

* медицинские услуги;

* услуги пассажирского транспорта;

* услуги связи;

* обязательные платежи.

Вторичные затраты могут осуществляться и перераспределяться по желанию членов домохозяйств, исходя из их текущей потребности. В качестве примера желательных (вторичных) можно привести затраты на следующие виды товаров и услуг: движимое и недвижимое имущество (квартира, дача, автомобиль и т.п.), одежда, мебель, бытовая техника, развлечения, платные образовательные услуги, услуги учреждений культуры, путешествия, денежные сбережения, алкоголь, другие виды товаров и услуг.

Итак, согласно расчетам на основе данных Romir Scan Panel о первоочередных затратах российских домохозяйств и при сравнении их со средними доходами, в марте текущего года объем свободных денег в среднестатическом российском домохозяйстве достиг размера в 20 200 руб.. Таким образом, показатели ИСД текущего года по-прежнему с лихвой превосходят значения аналогичных периодов предыдущих лет.

Кривая Индекса продолжает свой рос уже второй месяц подряд, начиная с первого месяца года. Аналогичный тренд, отметим, фиксировался и в первом квартале прошлого года. Таким образом, среднегодовое значение Индекса свободных денег с учетом данных первого квартала в текущем году составляет 19 500 рублей. И это самый высокий показатель на все годы наблюдений.

В городах различных типов объем свободных денег, которым располагают домохозяйства, по итогам марта отличается от среднемесячного и среднегодового показателя в целом по стране. Так, в миллионниках значение ИСД в марте достигло отметки в 26 60 руб., а в среднем за текущий год этот показатель оказался равен 28 900 руб. благодаря более высокому значению Индекса в феврале (30 800 руб.).

В полумиллионниках показатель Индекса свободных денег в марте остановился на отметке в 21 700 руб. и оказался идентичен февральскому значению. Среднегодовой объем свободных денег для этого типа городов в текущем году составляет, таким образом, 21 400 руб. А в городах с население от 100 до 500 тысяч человек в марте ИСД равнялся 13 200 руб., что на 100 рублей меньше, чем месяцем ранее. Среднее годовое значение Индекса по итогам трех месяцев текущего года в этом типе городов составило 12 900 руб.

Несмотря на то, что в текущем году объемы свободных денег в российских семьях находятся на самой высокой отметке за весь период наблюдений, покупательская способность этих средств, в частности, выраженная в возможности приобрести на все деньги шоколадные яйца Kinder Surprise, находится далеко не на высоте. Так, при текущей цене на детское шоколадное лакомство на все свободные деньги в этом году можно приобрести 315 яиц. Даже в прошлом году этот показатель был выше – 346 штук. Но самой высокой покупательской способностью, выраженной в шоколадных яйцах, свободные деньги россиян обладали в благополучные 2012 и 2013 годы – тогда на все свободные деньги можно было бы покупать по 397 яиц ежемесячно.

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 500 домохозяйств в 190 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 50 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Похожие статьи

Жить в достатке, встретить любовь и создать семью —…

Из года в год в топ-3 основных пожеланий российской молодёжи входят стремление жить в достатке, встретить любовь и создать семью.

Развивающая литература у молодежи вытесняет классиков и детективы –…

Большая часть российской молодежи заинтересована в саморазвитии: 63% активно читает книги, 20% хотят развиваться на работе  – к такому выводу пришли…

«АльфаСтрахование» провела в Санкт-Петербурге бизнес-завтрак для партнеров по ДМС

«АльфаСтрахование» провела в Санкт-Петербурге бизнес-завтрак для партнеров по ДМС. Его участники узнали о дополнительных возможностях и преимуществах программы.